2. В Духовном смысле,СкотийБог — значит Тот, Кто владычествует над животной природой: Духовное Начало, управляющее материальным миром, Дух, владеющий душой и телом, а истинный волхв — радарь и потворник Велесов — тот, кто подчинил свою животную природу Природе Божественной, постиг и раскрыл своё Истинное (Духовное) Я. Ср. греч.: ????????? [скотейнос] — «тёмный», «мрачный»,перен. «тайный», «непонятный»,поэт. «слепой» (здесьслепота— признак принадлежности к Иному миру или способности прозревать ИнобытиеВещим Оком; ?????? [скотос] — «темнота», «мрак»,перен. «неизвестность», «неясность», «тьма Духовная», «невежество» (Велес именуетсяТёмнымБогом — Непостижимым для человеческого разума, Тайноликим, а также почитается как Покровитель душ животных и тех людей, в которых сильно животное начало); ?????? [скютос] — «кожа (выделанная)», «кнут», «плеть» (Велес как Навий Пастух — Пастырь душ, в которых преобладает животная природа); ?????? [скопто] — «шутить», «острить», «насмехаться», «дразнить» (Велес как Великий Насмешник); ????, ?????? [скопс, скопос] — «сова», «филин» (птицы, посвящённые Велесу).
3. функции Велеса/Волоса как
СкотьегоБога соответствует древнее индоевропейское представление о Закрадном (Загробном, Ином) мире как о Пастбище, где один из Богов «пасёт» души мёртвых (ср.:
Вельи Луга,
Велесовы Луга— в значении: «
Иноймир», «Навь»). С этим представлением также связано обрядовое принесение в жертву скота как при погребении, так и во время поминальных празднеств у Славян. На то, что имя
Велесимеет оттенок значения, связанный с культом мёртвых, указал ещё А.Н. Веселовский, приводя ряд балтских параллелей (
welis —«покойник»,
welci —«души умерших»)
[187].
4. Обратившись к мифологии балтских народов, мы узнаём, что в древности они почитали Бога
Велса, или
Виелону, Который «пасёт» души умерших. У литовцев существовал особый праздничный ритуал, посвящённый Богу
Виелоне. Он заключался в том, что для праздничного пира закалывали свинью и приглашали
Виелонувместе с мёртвыми принять участие в этом пире. У литовцев в день поминовения усопших («время
Велса») был обычай сжигать кости животных
[188].
5. Всё это свидетельствует о том, что балтский
Велс, как и Славянский Велес, сочетал в Себе функции Охранителя скота и Владыки Закрадного мира. В балтской традиции существуют особые приметы и поверья о так называемой «мёртвой кости»: латыш.
vela kauls, литов.
navikaulis, ср. рус.
навья косточка, хетт.
uallas hastai; само название и ритуальное использование этой кости связывают Бога мёртвых, покойника и скот
[189].
Велсубыл посвящён месяц октябрь —
W?lla-M?nes.Ср. белорусский (и не только) обычай осенью приглашать
Дедов, т.е. души Предков, к столу.
6. От имени литовского БогаВелса-Виелоныпроисходит балтское имя чёрта —Велняс(литов.Velnias,Velinas, лат.Velns). Несмотря на насаждаемую христианством негативную оценку данного «демонического» персонажа,Велняс(как и Славянский Велес) связан с музыкой, танцами и наделён мудростью, а также снабжён атрибутами скота (рогами и копытами). Заметим, что словоveleпо-литовски значит «душа», но прямо связано с Богом скота. Подтверждение той же ассоциативно-мифологической связи души и животного мира мы находим в западноевропейских языках (лат.anima —«душа», иanimalis —«животное»).
7. В апокрифе «Хождение Богородицы по мукам» (XII в.) Велес прямо назван «бесом», но ещё он назван и «злым богом», почти как Чернобог у Гельмольда в «Славянской Хронике» (XII в.)
[190]: язычники — «
это те, которые богами называли: солнце и месяц, землю и воду, зверей и гадов, кто в жестокосердии своем дал богам имена, как людям, и те, которые почитали Утрия, Трояна, Хорса, Велеса, превратив бесов в богов. И в этих злых богов верили люди».