Ударение делается не на вопросах, а на сомнении: Избавь меня от сомнений! Это имеет большое значение. Если вы задаете интеллекту¬альный вопрос, вы требуете определенного ответа, вы хотите, чтобы ваша проблема была решена. Но Дэви говорит: Избавь меня от со¬мнений! Она на самом деле не просит ответов на свои вопросы. Она просит трансфор-мировать ее ум, поскольку сомневающийся ум ос¬танется сомневающимся умом, какой бы ответ не был дан. Запомни¬те это: сомневающийся ум останется сомневающимся. Ответы не имеют значения. Если я дам вам некоторый ответ, а вы обладаете сомневающимся умом, то вы подвергнете этот ответ сомнению. Если я дам вам другой ответ, вы и его под-вергнете сомнению. У вас сомне¬вающийся ум. Сомневающийся ум означает, что вы ко всему добав¬ляете вопросительный знак.
Поэтому ответы бесполезны. Вы спрашиваете меня: «Кто создал мир?» и я говорю вам, что мир создал «А». Тогда вы обязаны спро¬сить, кто создал «А». Поэтому действительной проблемой является не то, как ответить на вопросы. Действительной проблемой является то, как изменить сомневающийся ум, как создать ум, который не сомневается, который полон доверия. Поэтому Дэви и говорит: Из¬бавь меня от сомнений!
Еще два или три замечания… Вы можете задавать вопросы по многим причинам. Од-ной из них может являться то, что вам требу¬ется подтверждение. Вы уже знаете ответ, вы знаете ответ, вам нужно лишь подтверждение того, что ваш ответ верен. Тогда ваш вопрос является ложным, он - псевдовопрос, он не является вопросом. Вы можете задавать во-прос не потому, что готовы изменить себя, но просто из любопытства.
Ум продолжает задавать вопросы. Вопросы возникают в уме, как листья вырастают на деревьях. Формулирование вопросов является самой сутью ума, поэтому он продолжает спрашивать. Не имеет значения, о чем вы спрашиваете; если что-нибудь вводится в ум, он будет создавать вопросы. Это машина для перемалывания, для созда¬ния вопросов. Поэтому дайте ему что-нибудь, и он разрежет это на куски и создаст множество вопросов. Ответьте на один вопрос, и ум создаст из ответа массу новых вопросов. В этом состоит вся история философии.
Бертран Рассел вспоминает, что когда он был ребенком, он думал, что когда-нибудь, когда он станет достаточно взрослым, чтобы пони¬мать всю философию, на все вопросы будут даны ответы. Позднее, когда ему было восемьдесят лет, он сказал: «Теперь я могу сказать, что все вопросы, стоявшие передо мной в детстве, остались не отвеченными до сих пор. Сейчас из философских теорий рождаются новые вопросы». Поэтому он сказал: «Когда я был молодым, я гово¬рил, что философия является источником максимального количест¬ва вопросов. Теперь я не могу сказать этого. Она является источником бесконечного количе-ства вопросов».
Итак, один вопрос порождает один ответ и множество новых вопросов. Сомневаю-щийся ум представляет собой проблему. Дэви говорит: «Не обращай внимания на мои во-просы. Я спросила о таком множестве вещей: В чем заключается твоя подлинная сущ-ность? Что есть эта наполненная чудесами вселенная? Что составляет начало всего? Кто центрирует колесо вселенной? Что есть жизнь за преде¬лами форм? Как можем мы проникнуть в это полностью, вне про¬странства и времени? Но не обращай внимания на мои вопросы. Избавь меня от сомнений! Я задаю эти вопросы, потому что они су-ществуют в моем уме. Я задаю их только для того, чтобы показать тебе мой ум, но не об-ращай на них слишком много внимания. На самом деле ответы не удовлетворят мои по-требности. Мои потребно¬сти заключаются в том, что… Избавь меня от сомнений!»