Я смеялся над Гуманистическим манифестом, потому что, в конце концов, они говорят: «Мы верим в причин¬ность». Но если у вас есть вера, всякая вера беспричинна. И это так просто увидеть. Иметь веру в причинность означает, что вы не будете допускать ничего беспричинного в жизни.
Любовь беспричинна. Какова причина любви? Какова причина самого существования? Какова причина самой при¬чины? Если не окажется причины, кому вы будете жаловать¬ся? Если бы не было жизни, разве можно было бы пожало¬ваться какому-то суду, какой-то высшей власти? Если нет ничего, значит, нет ничего; если есть все, значит, есть все. Причина сама по себе беспричинна. Чтобы явление было всеобъемлющим, оно должно включать в себя противоречия. Причина с одной стороны, и беспричинность с другой — обе они должны быть признаны.
Манифест дзен не предназначен для чего-то особен¬ного. Он просто для этой жизни, для этого существования, этого момента. Он не требует никакого источника, и он не требует никакой цели. Каждый источник будет создавать ог¬раничение, и каждая цель будет создавать еще одно ограни¬чение, а существование беспредельно. Оно не ограничено причиной.
Поэтому если Гуманистическая группа хочет принять меня в члены, ей придется изменить свой манифест. Я ни во что не верю, и я не требую, чтобы все имело причину. Меня все совершенно устраивает так, как оно есть. Если бы этого не было, меня бы устроило и это.
Потому я и сказал вам, что вы должны долго ждать меня, но это часть игры.
Дзен принимает все противоречия: присутствие и от¬сутствие, жизнь и смерть. Дзен достаточно широк, чтобы вместить все противоречия.
Возможно, дзен — это единственный путь, который вмещает противоречия и который не отвергает ничего. Он наслаждается всем безо всяких условий. Он принимает все, как есть, не предъявляя никаких требований. У него нет заповедей: «Ты должен…» или «Ты не должен…».
Дзен ничего не знает о заповедях.
Дзен знает только безграничную жизнь, которая вмещает все виды противоречий в глубокой гармонии. Ночь в гармонии с днем, жизнь в гармонии со смертью, земля в гармонии с небом. Присутствие в гармонии с отсутствием. Эта бесконечная гармония, эта синхронность и есть сущность Манифеста дзен. Это единственный путь жизни, который уважает, любит и не отрицает ничего, не осуждает ничего.
Всякая другая религия, всякая другая философия зависит от выбора: «Осуди это, откажись от того, признай это, уважай это…» Но это всегда выбор. И человек, который выбирал, всегда выбирал часть, а часть никогда не бывает живой, только целое живо. Ваша рука не была бы живой отдельно от вас, и ваши глаза не смогли бы видеть отдельно от вас. Вы есть органическое единство.
Дзен это декларация органического единства всех противоречий жизни. И поскольку существование принимает все, кто вы такой, чтобы выбирать? Кто вы такой, чтобы судить? Дзен не знает суда. Никто не грешник и никто не святой. Оба разыгрывают игру по своему выбору, и оба получат свои награды соответственно.
Если вы сделали что-то не то, что-то не то произойдет с вами. Если вы были благословением для других, существо¬вание будет благословением для вас… простая арифметика. Дзен не верит в сложности, это очень простое принятие тотальности, которая окружает нас.