Бом:Все же существует какое-то отношение между разумом и мозгом. Однажды, много лет назад, мы с вами обсуждали этот вопрос. Я выдвинул тогда идею, что в физике можно пользоваться измерительным прибором двояко: положительно и отрицательно. Вы можете, например, измерять силу электрического тока отклонением стрелки прибора или использовать тот же самый прибор в качестве так называемого уитстонского мостика сопротивления, когда показание прибора, за которым вы следите, характеризуется нулевым значением: нулевое значение на шкале указывает на гармонию, равновесие всей системы, как это и требуется. Таким образом, если вы пользуетесь прибором отрицательно, то его бездействие означает, что все идет правильно. Не можем ли мы сказать, что мозг, видимо, пользовался мыслью положительно, чтобы создать представление о мире...
Кришнамурти:...что является функцией мысли, одной из ее функций.
Бом:Другая функция мысли отрицательна: своим движением она указывает на отсутствие гармонии.
Кришнамурти:Да, на отсутствие гармонии. Давайте пойдем отсюда дальше. Зависит ли разум от мозга — мы уже подошли к этому пункту? Или когда мы употребляем слово «зависит», — что мы подразумеваем под этим?
Бом:Здесь существует несколько возможных значений. Может быть простая механическая зависимость. Но есть и другой род зависимости: одно не может существовать без другого. Если я скажу: «мое существование зависит от пищи», это не означает, что все, что я думаю, предопределено тем, что я ем.
Кришнамурти:Да, конечно.
Бом:Я полагаю, что разум в своем существовании зависит от мозга, который может указывать на отсутствие гармонии, но мозг не имеет ничего общего с содержанием разума.
Кришнамурти:Итак, если мозг не пребывает в гармонии, может ли разум функционировать?
Бом:В этом весь вопрос.
Кришнамурти:Это то, о чем мы говорим. Разум не может функционировать, если мозг поврежден.
Бом:А если разум не функционирует, существует ли он? Разуму для его существования как будто требуется мозг.
Кришнамурти:Но мозг — это всего лишь прибор.
Бом:Который указывает на гармонию или дисгармонию.
Кришнамурти:Но он не является творцом разума.
Бом:Нет.
Кришнамурти:Давайте постепенно углубимся в этот вопрос.
Бом:Мозг не создает разум, но он является прибором, который помогает разуму функционировать.
Кришнамурти:Это так. Если мозг функционирует в пределах поля времени, движется вверх и вниз, в положительную или отрицательную сторону, может ли разум действовать в таком движении времени? Или этот прибор должен быть спокоен для того, чтобы разум действовал?
Бом:Да, я бы, пожалуй, выразил это несколько по-иному. Спокойствие прибора и есть действие разума.
Кришнамурти:Да, это верно. Оба они неотделимы.
Бом:Они представляют собой одно и то же. Неспокойное состояние прибора есть отсутствие действия разума.
Кришнамурти:Верно.
Бом:Но я думаю, было бы полезно вернуться к вопросам, возникающим во всем научном и философском мышлении. Не хотели бы вы поставить вопрос так: имело бы какой-то смысл существование разума независимо от материи? Некоторые люди убеждены в том, что разум и материя обладают своего рода обособленным существованием. Возможно, этот вопрос не относится к делу, но я думаю, что стоит его рассмотреть, чтобы тем самым способствовать успокоению ума. Вопросы, на которые невозможно дать ясный ответ, — одна из причин беспокойства ума.