Бом:Тогда вы начинаете думать, что все изменчиво, все изменяется, и вы сознаете: «Я во времени». Когда время растягивают, оно становится необъятным, — прошлое, до того как я был, дальше и дальше назад, а также вперед, в будущее, — и вы начинаете думать, что время — суть всего, время управляет всем. Сначала ребенок может думать: «Я вечен», но потом он начинает понимать, что находится во времени. Общепринятая точка зрения на это состоит в том, что время представляет собой самую суть существования. Это, как я думаю, не только взгляд обычного здравого смысла, но и научная точка зрения. Отбросить ее весьма трудно, потому что она представляет собой мощный обусловливающий фактор, превосходящий даже обусловленность наблюдающего и наблюдаемого.
Кришнамурти:Да, совершенно верно. Не утверждаем ли мы, что мысль — от времени, что мысль измерима, она может изменяться, расширяться, принимать новый вид? И что наш ум обладает совершенно иным качеством?
Бом:Да, здесь иной порядок, иное качество. И у меня возникло ощущение мысли в ее отношении к времени. Оно показалось мне интересным. Если мы думаем о прошлом и будущем, мы думаем о прошлом, как о становлении будущего. Но затем мы понимаем, что это невозможно, что это только мысль. Однако создается впечатление, что прошлое и будущее присутствуют вместе, и существует движение какого-то иного рода, что движется вся модель в целом.
Кришнамурти:Движется вся модель в целом.
Бом:Но я не в состоянии нарисовать, как она движется. В некотором смысле она движется в каком-то направлении, перпендикулярном направлению между прошлым и будущим. Таково все это движение; и тогда я начинаю думать, что движение происходит в ином времени.
Кришнамурти:Совершенно, совершенно верно.
Бом:Но это приводит нас обратно, к парадоксу.
Кришнамурти:Да, в том-то и дело. Не существует ли разум вне времени и потому никак не соотносится с мыслью, которая есть движение во времени?
Бом:Но мысль должна иметь какое-то отношение к разуму.
Кришнамурти:Разве? Это вопрос. Я думаю, что связи между ними нет.
Бом:Нет связи? Но, кажется, существует какая-то связь в том смысле, что вы делаете различие между мыслью разумной и неразумной.
Кришнамурти:Да, но для этого требуется разум, чтобы распознать неразумную мысль.
Бом:А когда разум читает мысль, каково отношение между ними?
Кришнамурти:Не будем торопиться...
Бом:И реагирует ли мысль на разум? Разве мысль не изменяется?
Кришнамурти:Подойдем к этому проще. Мысль есть время. Мысль есть движение во времени. Мысль измерима и функционирует в поле времени, непрерывно двигаясь, изменяясь, преобразуясь. А разве разум находится в поле времени?
Бом:Ну, с одной стороны, мы видели, что этого не может быть. Но дело недостаточно ясно. Прежде всего мысль механична.
Кришнамурти:Мысль механична, это понятно.
Бом:А с другой — в каком-то смысле существует движение в ином направлении.
Кришнамурти:Мысль механична; будучи механичной, она может двигаться в различных направлениях и т. д. А механичен ли разум? Давайте подойдем к вопросу таким образом.
Бом:Я хотел бы задать вопрос: что означает механичность?
Кришнамурти:Хорошо, она означает повторение, она измеряет, сравнивает.
Бом:Я бы сказал также, что она зависима.
Кришнамурти:Да, зависима.
Бом:Разум — давайте выясним это до конца — разум в своей истинности не может зависеть от каких-либо условий. Тем не менее, разум, кажется, не работает, если мозг нездоров.
Кришнамурти:Несомненно.
Бом:В этом смысле разум представляется зависимым от мозга.
Кришнамурти:Или от спокойствия мозга?
Бом:Согласен, он зависит от спокойствия мозга.
Кришнамурти:Не от деятельности мозга.