Это дух, это сама основа Оккультной Доктрины! "Дух-Материя" и "Материя-Дух" имеют бесконечную протяженность в глубине, и, подобно "сущности вещей" Лейбница, наша сущность вещей истинных находится на седьмой глубине; тогда как неистинная и грубая материя науки и внешнего мира находится на низшем пределе наших познавательных чувств. Оккультист знает цену или отсутствие цены последним.
* Там же, стр. 144.
* Орфография имени - принятая им самим была - Leibniz. Он был славянского происхождения, хотя и был рожден в Германии.
Теперь следует показать изучающему основную разницу между системой Лейбница"") и Оккультной философией в вопросе о Монадах, и это может быть сделано, имея перед собою его Монадологию. Можно справедливо утверждать, что если бы системы Лейбница и Спинозы были согласованы, то сущность и дух Эзотерической Философии был бы выявлен. Из столкновений обоих - как противоположений картезианской системе возникают истины Архаической Доктрины. Обе восстают против метафизики Декарта. Его идея противоположения двух Субстанций - Протяженности и Мысли - радикально разнящихся одна от другой и взаимно непревратимых, является слишком произвольной и слишком антифилософской для них. Так Лейбниц сделал из двух картезианских Субстанций два аттрибута единого, общемирового Единства, в котором он видел бога. Спиноза признавал лишь единую общемировую неделимую Сущность, Абсолютное ВСЕ, подобие Парабрамана. Лейбниц, наоборот, усматривал существование множества Сущностей. Для Спинозы существовал лишь ЕДИНЫЙ, для Лейбница бесконечность Существ от Единого и в Едином. Потому, хотя и тот и другой признавали лишь Единую, Истинную Сущность, но тогда, как Спиноза считал ее безличной и неделимой, Лейбниц подразделял свое личное Божество на множества божественных и полу-божественных Существ. Спиноза был суб'ективным пантеистом, Лейбниц об'ективным, тем не менее, оба были великими философами в своих интуитивных познаваниях:
Потому, если бы эти два учения были слиты вместе и каждое исправлено другим, - и прежде всего, если бы Единая Реальность была очищена от элемента личности - то в них остался бы, как совокупность, истинный
дух Эзотерической Философии; безличное, лишенное аттрибутов, абсолютное Божественное Естество, которое не есть "бытие", но Корень всего Бытия. Проведите мысленно глубокую линию между этим вечно-непознаваемым Естеством и таким же невидимым, но, тем не менее, понятным Присутствием, Мулапракрити или Шекина, из за пределов которой и посредством которой вибрирует Звук Глагола и из которой развиваются бесчисленные Иерархии разумных Ego, сознательных и полусознательных, "самопознающих" и "познающих" Существ, Естество которых есть духовная Сила, Сущность _ Стихии, а Тела (когда это им нужно) слагаются Атомами - и вы имеете Нашу Доктрину. Ибо, говорит Лейбниц:
"Первичный элемент каждого материального тела, будучи силою не имеющей ни одного признака (об'ективной) материи - может быть постигаем, но никогда не может быть об'ектом какого-либо воображаемого представления".