12. Мы не старались «стать» Русскими Язычниками, мы просто вдруг осознали, что были ими всегда. Русским людям естественно выражать свое религиозное чувство (наднациональное, по сути) через архетипически Русскую традиционную образность. И это не «сужение рамок», как может показаться на первый взгляд, а следование реальному положению вещей. Так, Абсолют, Бесформенное, проявляясь через те или иные конкретные формы, не исчерпывается ими, но остаётся поистине Собой — Абсолютом — Единым во всём Многообразии принимаемых Им Самим форм.
Слава Роду!
[1998]
Миф или ритуал — курица или яйцо?
1. Когда речь заходит о Традиционном миропонимании, современная наука сталкивается с неразрешимым (на первый взгляд) вопросом: что первично — миф или ритуал? Этот вопрос поднимался в работах многих исследователей, как обременённых учёными званиями, так и лишённых их, но исчерпывающий ответ так и не был найден. Это и не удивительно, ибо данный вопрос является одной из вариаций на тему выяснения, что первично: курица или яйцо? Между тем, как-то упускается из виду, что причиной и того, и другого может служить Нечто третье, находящееся не в той же «плоскости», что и вышеупомянутые два, авышеих — на качественно ином уровне.
2. Как соотносятся миф и ритуал друг с другом? Миф придаёт архетипическое содержание ритуалу, а ритуал даёт возможность непосредственно проявиться архетипу в «земной» реальности. Миф внутренне обуславливает ритуал, который, в свою очередь, внешне подтверждает миф. Миф проявляется и воплощается посредством ритуала, а ритуал, помогая человеку воссоединиться с мифологической (архетипической) реальностью, проявляется и воплощается в мифе.
3. На чём строится религия вообще? Во-первых, на трансперсональном переживании человеком Всеединства сущего. Во-вторых, на архетипических переживаниях, воплощённых в мифе. В-третьих, на догматах и принципах, выработанных в процессе осмысления опыта трансперсональных и архетипических переживаний. И, в-четвёртых, на ритуале, то есть физическом действе, целью которого является, с одной стороны, сохранение и передача традиции, а с другой — приобщение к этой традиции всех участников ритуала. Причём, ритуал является одновременно и воплощением мифа, известного посвящённым (движение изнутри наружу), и средством приобщения к мифологической реальности для неофитов (движение снаружи внутрь).
4. В принципе, любая полноценная религиозная система обладает, в той или иной степени, всеми четырьмя составляющими. Разница существует лишь в расстановке акцентов. Например, одни религии более мистичны (в высшем смысле этого слова), то есть акцентируются, прежде всего, на трансперсональном опыте и архетипических переживаниях, в то время как другие — более догматичны и ритуализованы (подчинены обряду).
5. Характерной для нашего времени разобщённостью между людьми современный мир обязан, прежде всего, так называемым «мировым религиям», подменившим собой Традиционное отношение к миру, носителем которого являлось (и является) Язычество. Каждая религиозная система, созданная каким-либо конкретным человеком-основоположником, неизбежно несёт в себе ограничения, свойственные сознанию данного человека (даже если он был великим мистиком или пророком). Догматы, принятые одной религией, неизбежно будут в чём-то противоречить догматам другой религии, ритуальная практика одних будет отличаться от обрядности других и т.д. Но коренной причиной разделения между людьми, искусственно созданного религиями, на наш взгляд, является не это.