чжоу・ компонент я термине "Чжоуский „И [цзин]―" и вместе с тем имеет значения "круг", "совершенный", "полный", "весь".
364
.
365
.
366
.
367
Хуан-фу Ми (215–282) – философ и врач, один из основоположников теории игломоксатерапии (чжэнь цзю). –А.К.
368
Но в тексте "приложений", а не в основном тексте!
369
Янь-ди – мифический древний владыка ("император"), предшественник Хуан-ди. Яо – аналогичный персонаж, правивший, согласно традиционным представлениям, после Хуан-ди. Подробно см., например: Юань Кэ. Мифы древнего Китая; Сыма Цянь. Исторические записки. Т.1. М., 1972. –А.К.
370
.
371
"Си цы чжуань", II, 8. В своем переводе данного фрагмента выражением "по кругу" Ю.К.Щуцкий передает смысл иероглифачжоу. –А.К.
372
.
373
Хуань Тань (ок. 20 г. до н.э. – ок. 50 г. н.э.) – философ и текстолог-каноновед, критиковавший ицзинистические апокрифы как выражение суеверий. –А.К.
374
Лю Сюань (
), или Лю Гуан-бо (
), – ученый времен династии Суй (VI-VII вв.), комментатор конфуцианской классики. –А.К.
375
. "Мэн-цзы" [IV Б, 21] к единой категории исторических записей отнесены тексты трех царств: цзиньская "Колесница", чуское "Чудище" и луские "Весны и осени". –А.К.).
376
.
377
"Средняя древность" (
) – по представлениям, отраженным в "Си цы чжуани", время, в общем охватившее период царств Ся и Инь, т.е. по традиционной хронологии, 2202–1122 гг. до н.э. По-видимому, "Си цы чжуань" имеет в виду последнюю часть этого периода – время упадка царства Инь и возвышения царства Чжоу. –Н.К.
378
"Си цы чжуань", II, 7, 11. Чжоу-синь – последний правитель династии Инь. –А.К.
379
Ма Юн (
, 79–116) – философ, литератор, текстолог-каноновед, комментировавший конфуцианскую и даосскую классику. Лу Цзи (
, 187–219) – философ, ученый, астроном, комментировавший "Чжоу и" и "Тай сюань цзин". –А.К.
380
В этом тексте, правда, прямо говорится о времени конца Инь и возвышения Чжоу, однако все, кто ссылается на этот текст, забывают, что даже для его автора вопрос этот по меньшей мере сомнителен, ибо в тексте конструкция оформлена вопросительным знаком
. Уже тогда вопрос этот был неясен.
381
.
382
.
383
Мнение Чжао Биня (
) Пи Си-жуй передает, ссылаясь на его отражение в компендиуме "Чжоу и шу" ("Изложение „Чжоу и―"
) цинского текстолога-каноноведа Хуй Дуна (
, 1697–1758). –А.К.
384
.
385
Вопрос о "рядовых" учениках и "самых способных" требует некоторого пояснения. В "Лунь юе" есть одно место, которое можно принимать за указание на то, что Конфуций неодинаково оценивал своих учеников.
"Ай-гун спросил: „Кого из учеников Вы считаете любящим науку?― – Учитель ответил: „Был Янь Хуй. Это он любил науку. Он не впадал в гнев. Он не совершал ошибок дважды. К несчастью, его жизнь была коротка, и он умер. Сейчас его нет. И я более не слышу, чтобы кто-нибудь любил науку―" ("Лунь юй", VI, 2).
Означало ли это, что у Конфуция для Янь Хуя существовала какая-то особая "программа" обучения? Вряд ли. В "Лунь юе" указывается: "Учитель постоянно говорил о Ши, Шу и о соблюдении Ли" ("Лунь юй", VII, 19), т.е. о том, что содержится в "Ши цзине", "Шу цзине" и "Ли цзи". И есть еще одно место настолько любопытное, что его следует привести целиком.