Каждая гексаграмма представляет собою символ той или иной жизненной ситуации, которая развертывается во времени. Каждый афоризм при гексаграмме представляет собою краткую характеристику этой ситуации в основном или в целом. Каждый афоризм при отдельных чертах представляет собою конкретную характеристику того или иного этапа в развитии данной ситуации. При этом необходимо принять во внимание то, что ввиду уровня техники мышления и языка авторов такие характеристики почти никогда не бывают выражены в форме точных понятий. Стихия "Книги перемен" – стихия образности. Вместо того чтобы сказать об уместности коллективного действия, "Книга перемен" говорит: "Когда рвут тростник, [тогда другие стебли] тянутся за ним, т.к. он растет пучком. Стойкость – к счастью. Развитие" (гекс. №12, черта I). Вместо того чтобы сказать о тщетности предпринятого действия, "Книга перемен" говорит: "Ничтожному человеку придется быть мощным; благородному человеку придется погибнуть. Стойкость – ужасна. Когда козел бодает изгородь, в ней застрянут его рога" (гекс. №34, III) и т.п.
Кроме того, в основном тексте встречаются стандартизованные образы, своего рода формулы, как, например: "Благоприятен брод через великую реку" (гекс. №5, 13, 18, 26, 42, 59, 61), т.е. ситуация предрасполагает к какому-нибудь крупному предприятию. Или "Благоприятно свидание с великим человеком" (гекс. №6, 39, 45, 57) – указание возможной помощи со стороны могущественного человека.
2.
Как было выше указано, афоризмы при отдельных чертах повествуют о последовательном развитии ситуации. При этом первая позиция характеризует лишь самое начало данного процесса, когда он еще не выявлен со всей его типичностью. Вторая позиция характеризует апогей внутреннего развития данной ситуации так же, как пятая позиция – максимальное раскрытие его вовне. Третья позиция характеризует момент кризиса, перехода от внутреннего к внешнему. Поэтому, если прочитать подряд все афоризмы третьих позиций, то, несмотря на весь встречающийся иногда лаконизм, выступает их общая черта – описание опасности положения. Например: "Ожидание в тине. – Близится приход разбойников" (гекс. №5); "В войске может быть воз трупов. – Несчастье!" (гекс. №7); "И кривой может видеть, и хромой может наступать! Но если наступишь на хвост тигра так, что он укусит тебя, то будет несчастье. Воин [все же] действует ради великого государя" (гекс. №10); "Стропила прогибаются. – Несчастье!" (гекс. №28); "Связанному беглецу будет болезнь и опасность. Держащему слуг и служанок – счастье" (гекс. №33) и т.д., и т.п. Четвертая позиция характеризует начало проявления данного процесса вовне. Поэтому она столь же мало типична, сколь и первая. Однако на ней сказывается благотворное влияние приближающейся пятой позиции. Поэтому и афоризмы четвертой позиции не так мрачны, как предыдущие. Пятая позиция уже описана в связи со второй. Шестая же позиция представляет собой завершение или переразвитие процесса данной ситуации, в котором она или теряет свою типичность, или превращается в свою противоположность. Последнее особенно характерно выражено в гексаграммах №11 и 12.
3.
Необходимо всегда иметь в виду, что основной текст теснейшим образом связан с гексаграммами, триграммами и чертами, их составляющими. Поэтому для того, чтобы вдуматься в значение того или иного афоризма, совершенно необходимо рассматривать его с учетом их символики, указанной во введении к настоящей работе.
4.
Связь афоризмов друг с другом, их смену необходимо рассматривать как конкретизацию семи основных положений "Книги перемен", унаследованных из этого реального текста всеми комментаторами, несмотря на все их различие, указанное выше. Эти семь положений ярче всего выступают в "Си цы чжуани", однако при достаточном размышлении можно убедиться, что они как своего рода обертоны присущи и основному тексту. Вот они в общих чертах:
1. мир представляет собою и изменчивость, и неизменность, и, более того, их непосредственное единство;