Они спрашивали Гурджиева, в чем дело. Никто не получил по¬вреждений, хотя удары при падении были такими, что это казалось невозможным. Причина была только в одном: они, на самом деле, не были в своих телах в тот момент. Они замедляли свое внутреннее вращение. И когда Гурджиев увидел, что они полностью забыли о своих телах, он позво-лил им упасть.
Если вы полностью забываете о своем теле, то исчезает сопротив¬ление. Кости ломаются из-за сопротивления. Если вы падаете, вы сопротивляетесь; вы выступаете против силы тяжести. Проблема не в силе тяжести, а в этом сопротивлении, в этом выступлении против.
Если вы сможете упасть согласно гравитации, если вы сможете со¬трудничать с нею, то-гда исчезнет любая возможность повреждений. Вот наша сутра: В движущемся экипаже, ритмично покачиваясь - переживание. Или в стоящем экипаже, позволив себе раскачиваться в замедляющихся невидимых кругах. Вы можете использовать ее. Здесь нет потребности в эки-паже, просто кружитесь, как это делают дети. Когда ваш ум сильно вовлечется во вращение, и вы почувствуете, что сейчас упадете, не останавливайтесь - продолжайте! Если вы даже упа-дете, не беспокойтесь об этом, закройте глаза и вращайтесь. Ваш ум будет кру¬житься, а вы бу-дете лежать. Когда ваше тело падает, ощущайте свои внутренние переживания! Кружение бу-дет продолжаться. Оно будет под¬ходить все ближе, ближе и ближе и, вдруг, вы будете центри-рованы.
Детям это очень нравится, они получают от этого большое удо¬вольствие. Родители ни-когда не позволяют своим детям кружиться. Это плохо: их не следует останавливать, их даже надо побуждать к этому. А если вы сможете помочь им осознать и свое внутреннее вращение, то вы сможете научить их медитации посредством враще¬ния. Они получают удо-вольствие от этого, потому что имеют неко¬торые нетелесные ощущения. Когда дети кру-жатся, то вдруг они начинают осознавать, что их тело кружится, а они сами нет. Они чув-ствуют внутри центрирование, которое нам не так легко почувст¬вовать, потому что их тела и души еще несколько отделены; между ними существует промежуток.
Когда вы входите в утробу матери, вы не можете немедленно приспособиться к сво-ему телу; это требует времени. После рождения ребенка он все еще не абсолютно приспособ-лен, его душа не абсолют¬но подогнана к телу; здесь имеется промежуток. Вот почему имеет-ся много такого, что он не может делать. Его тело готово делать это, но сам он еще не может.
Если вы наблюдали, то вы возможно заметили, что новорожден¬ные дети не могут смотреть двумя глазами, они всегда смотрят одним глазом. Если вы понаблюдаете, то вы увидите, что когда они наблюдают и видят что-нибудь, то они не могут делать это двумя глазами. Они всегда смотрят одним глазом - один глаз становится больше. Зрачок одного глаза становится больше, а другой зрачок остается маленьким. Сознание ново-рожденного ребенка еще не за¬фиксировано, оно рассеяно. Постепенно оно зафиксируется, и тогда он будет смотреть двумя глазами.
Они еще не могут чувствовать, что их тело и тела других - это различные тела. Это трудно для них. Они еще не зафиксированы в своем теле, но эта фиксация постепенно придет.