Ум должен двигаться в противоположном направлении, поэтому современные психологи дают лучший совет. Совет является более правильным, более глубоким, более проникаю-щим. Он гласит, что если вы действительно хотите жить в любви - с привлечением ума, то не бойтесь сражений. Вы должны по настоящему сражаться, чтобы вы могли двигаться к про-тивоположной крайности, к подлинной любви. Так что когда вы сражаетесь со своей же-ной, не избегайте этого; в противном случае вы избежите и любви. Когда придет время сра-жаться, сражайтесь до конца. Тогда к вечеру вы будете в состоянии любить: ум накопит соот-ветствующую энергию. Обычная любовь не может существовать без сражений, потому что это - движение ума. Только любовь, которая идет не от ума, может существовать без сражений, но тогда это совсем другая вещь.
Любящий Будда… это совсем другое. Но если Будда придет к вам с любовью, вы не будете чувствовать себя хорошо, потому что в этом не будет никаких дефектов. Это будет просто любовь, любовь и лю¬бовь - и скука, потому что пикантность идет от сражений. Будда не может сердиться, он может только любить. Вы не почувствуете его любви, потому что вы можете чувствовать только противоположно¬сти, вы можете ощущать любовь только по кон-трасту.
Когда Будда после двенадцатилетнего отсутствия вернулся в свой родной город, его жена не вышла встречать его. Весь город, за исклю¬чением его жены, собрался встречать его. Будда рассмеялся и сказал своему первому ученику Ананде: «Яшодхаране пришла. Я хорошо ее знаю. Кажется, она еще любит меня. Она гордая и чувствует себя задетой. Я думал, что двенадцать лет - достаточно долгий срок, чтобы любви не осталось, но кажется, она все еще любит - и все еще сердится. Она не пришла встретить меня. Я должен буду идти в свой дом».
И Будда пошел. Ананда был с ним; это соответствовало условию между Анандой и Буд-дой. Когда Ананда проходил посвящение, он поставил перед Буддой условие, что он все-гда будет оставаться рядом с ним, и Будда согласился с этим условием. Ананда был его старшим двоюродным братом, так что Будда должен был согла¬ситься.
Ананда последовал за ним в дом, во дворец, поэтому Будда ска¬зал: «Хотя бы в этом случае останься и не ходи со мной, потому что она будет в ярости. Я вернулся через двена-дцать лет, а я ведь убежал, даже ничего не сказав ей. Она очень сердита, так что не ходи со мной, иначе она будет чувствовать, что я не даю ей возможность даже сказать что-либо. Она, должно быть, хочет сказать мне многое, так что пусть она проявит свой гнев, не ходи со мной».
Будда вошел. Конечно же, Яшодхара была как вулкан. Она извер¬галась, взрывалась. Она начала кричать и плакать и много говорить Будда стоял и ждал, и внезапно она остыла и осознала, что Будда не произнес ни единого слова.
Она вытерла свои глаза и посмотрела на Будду, а Будда сказал: «Я пришел сказать, что я что-то приобрел. Я что-то узнал, я что-то понял. Если ты остыла, я могу рассказать тебе - рассказать истину, которую я осознал. Я ждал так долго для того, чтобы ты могла отре¬агировать. Двенадцать лет - долгий срок. Ты собрала много обид и твой гнев можно по-нять; я ожидал этого. Это показывает, что ты все еще любишь меня. Но есть любовь, кото-рая выше этой любви, и только благодаря этой любви я вернулся, чтобы рассказать те-бе о чем-то».
Но Яшодхара не могла чувствовать эту любовь. Ее трудно по¬чувствовать, потому что она так молчалива. Она так молчалива, что кажется, что она отсутствует. Когда ум оста-навливается, появ¬ляется другая любовь. Но эта любовь не имеет своей противопо¬ложности. Когда ум останавливается, то что бы ни происходило, оно не имеет своей противоположности. Когда ум присутствует, всегда имеются полярные противополож-ности, и ум движется как маятник.