Сейчас вы раскаиваетесь, вы чувствуете себя плохо. Ваш собст¬венный образ разрушен, поколеблен. Теперь вы не можете сказать, что вы хороший человек, вы не можете сказать, что вы религиозный человек. Вы сердились, а как может сердиться религиозный человек? Как может сердиться хороший человек? Итак, вы раскаиваетесь и хотите снова восстано-вить свои хорошие качества. По крайней мере, в своих глазах вы можете почувствовать об-легчение, - что вы раска¬ялись и что вы решили, что теперь вы никогда не будете гневаться. Поколебленный образ возвращается к прежнему состоянию. Теперь вы чувствуете себя спо-койно, вы движетесь к другой крайности.
Но ум, который говорит: «Я никогда больше не буду сердиться», снова будет сердиться. А когда вы снова сердитесь, вы полностью забудете про свое раскаяние, ваше решение - это все. После гнева снова придет раскаяние и снова будет принято решение и вы никогда не почувствуете обмана этого. Так было всегда.
Ум движется от гнева к раскаянию, от раскаяния к гневу. Оста¬вайтесь в середине. Не сердитесь, и не раскаивайтесь. Если вы серди¬тесь, то хотя бы не раскаивайтесь. Не дви-гайтесь в другую крайность. Оставайтесь в середине. Говорите себе: «Я сержусь и я пло-хой человек, я буйный человек. Я сержусь. Я такой». Но не раскаивайтесь; не двигай-тесь в другую крайность. Оставайтесь в середине. Если вы останетесь в середине, вы не накопите энергию для нового гнева.
Итак, эта сутра гласит: Бездумный ум, держись в середине - до тех пор, пока… Но что озна-чает это «до тех пор, пока…»? До тех пор, пока вы не распуститесь! Держитесь в середине до тех пор, пока ум не умрет. Держитесь в середине до тех пор, пока ума не станет. Без¬думный ум, держись в середине - до тех пор, пока ум не исчезнет. Если ум означает бро-саться в крайности, то середина будет не умом.
Но это самое трудное в мире. Это кажется легким, это кажется простым; может пока-заться, что вы можете выполнить это. И вы будете чувствовать себя хорошо, если будете думать, что в раскаянии нет необходимости. Испытайте это и тогда вы узнаете, что когда вы сердитесь, ум будет настаивать на раскаянии.
Мужья и жены продолжают ссориться, а в течение многих веков были воспитатели, со-ветчики, великие люди, которые учили, как нужно жить и любить - но они продолжали ссо-риться. Фрейд впервые осознал такое явление, что когда вы находитесь в состоянии любви - так называемой любви, - то вы одновременно находитесь в состоянии ненависти. Утром вы любите, вечером ненавидите, так что маятник продолжает двигаться. Каждая жена и каж-дый муж знают это, но Фрейд имел очень неприятную интуицию. Фрейд говорил, что если пара перестала сражаться, то любовь умерла.
Та любовь, которая сосуществует с ненавистью и стычками, не может оставаться лю-бовью, так что если вы видите пару, которая не сражается, то не думайте, что это идеальная пара. Это означает, что пары нет совсем. Они живут параллельно, но не друг с другом. Они параллельные линии, которые нигде не встречаются, и даже не сра¬жаются. Будучи вместе, они одиноки - параллельны.