Ребенок является таким зависимым. Он будет нуждаться в люб¬ви, он будет нуждаться в пище, он будет нуждаться во всем и он будет требовать всего. И мать будет давать ему, отец будет давать ему, семья будет давать ему. Ребенок начинает думать, что он центр всего ми-ра. Все ему предоставляется; ему остается только требовать. Достаточно только требовать, не нужно никаких других усилий.
Поэтому ребенок начинает думать о себе как о центре, думать, что все вращается вокруг него и для него. Ему кажется, что все вокруг создано для него. Все вокруг ждет, чтобы он пришел и потребовал, и все будет выполнено. Это необходимо, чтобы все его требования бы-ли выполнены; в противном случае он умрет. Но эта необходимость становится очень опасной.
Он становится взрослым с мнением, что он является центром всего. Постепенно он начинает требовать больше. Детские запросы просты, их можно удовлетворить. Но когда ребенок становится взрослым, его запросы и требования становятся все более и более сложными. Иногда их невозможно предоставить, невозможно вы¬полнить их. Иногда они могут быть абсолютно невозможными. Он может потребовать луну или что-нибудь в этом роде….
Чем больше он взрослеет, тем более сложными, невозможными становятся его требо-вания. Тогда приходит разочарование, и ребенок начинает думать, что он обманут. Он прини-мал как само собой разу¬меющееся, что он является центром вселенной. Теперь же появят-ся проблемы и он постепенно будет развенчиваться. Когда он станет взрослым, он будет полностью развенчан. Тогда он узнает, что он не является центром. Но где-то в глубине бес-сознательного ума он про¬должает думать о себе как о центре.
Люди приходят ко мне и спрашивают, является ли их судьба предопределенной. Они спрашивают, являются ли они настолько важными, настолько значительными для все-ленной, что их судьба должна быть определенной заранее. «В чем мое предназначение? - спрашивают они. - Для чего я был создан?» Детские представления о том, что вы являетесь центром, и порождают вопросы вроде этого: «Для какой цели я родился?»
Вы не были рождены для какой-либо цели. И это хорошо, что вы не рождены для ка-кой-то цели; в противном случае вы были бы машиной. Машина создается для некото-рой цели. Человек не созда¬ется для некоторой цели, для чего-либо конкретного - нет! Человек есть лишь вытекающее, льющееся через край создание. Все просто есть. Цве-ты есть, звезды есть и вы есть. Все является всего лишь переполнением, радостью, празднованием существования без вся¬кой цели.
Но эта теория судьбы, предопределенности создает проблемы, потому что мы вос-принимаем ее как теорию. Мы думаем, что все предопределено, но ничего не предопре-делено. Эта техника, однако, использует это как прием. Когда мы говорим, что все предо-пределе¬но, то мы не говорим об этом, как о теории. Цель этого одна: если вы восприни-маете жизнь как предопределенный спектакль, то она ста¬новится сновидением. Если я знаю, например, что днем или вечером я собираюсь говорить с вами и уже заранее опре-делено, какие слова я должен говорить сегодня, и если это так зафиксировано, что ничего нельзя изменить, - что я не могу произнести ни одного нового слова, - тогда я вдруг ста-новлюсь не относящимся ко всему этому процессу, поскольку я не являюсь источником действия.