EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

В английском языке есть поговорка, аналоги которой существуют во многих других языках: “человек предполагает (в английском варианте: “предлагает”), Бог располагает”. Это в корне ошибочно. Все наоборот: Бог предлагает, человек располагает. Всевышний предоставляет возможности, предлагает, человек же их отвергает, не приемлет. Господь стремится даровать человеку все.

Сущее ожидает возможности наполнить дарами ваши руки, но двери ваши на засове. Сущее стремится излить на вас свои щедроты, но увы, сосуды ваши перевернут вверх дном. Сущее стремится войти в вас, но из чистого страха вы не оставляете ему и щели. При этом вы до такой степени наполнили себя мусором, что даже если бы оно и вошло, ему не нашлось бы места. В вас не осталось места для Него.

Его милости становятся доступны лишь тогда, когда вы полностью беспомощны, безвольны. Ощущение беспомощности как таковое сводится к чувству стыда Такому, что сказать: “я”, — и то стыдно. И тут возникает вопрос: а на каком основании смеют произносить: “Я есть”; на каком основании объявляю себя способным совершить что бы то ни было.

Однако жизни наши свидетельствуют об обратном. Все ваши предприятия окончились провалом. Тщетными оказались все ваши усилия — они ни к чему не привели. Все построенные вами крепости превратились в руины, а вы все никак не опомнитесь и продолжаете свою деятельность. До тех пор, пока это будет продолжаться, в вас не проникнет стыд. Поэтому Нанак говорит: “Стыд — это молитва”. До тех пор, пока вы не перестанете произносить: “Я знаю,” — вы не будете способны склонить голову. Склоняет ли когда-нибудь голову ученый? Голова его не знает поклонов. Его тело может сгибаться, шея же остается высокомерно несгибаемой.

В учении суфиев используется одна широко известная история. Два школьника дружили, пока учились в школе. Потом их пути разошлись: один стал могущественным королем, другой — факиром. Такова была воля судьбы! Король жил во дворце, тогда как нагой факир скитался по городам. Король купался в славе, факиру она была неведома.

Как-то случилось факиру оказаться в столице, где жил король. Король подготовился к его приему — ведь факир был его школьным другом. Весь город был залит светом фонарей, а улицы усыпаны цветами.

Путники, встреченные факиром на пути в город, сказали ему: “Какой же король эгоист! Он сделал все эти приготовления лишь для того, чтобы продемонстрировать роскошь своей жизни. Огни горят не только в каждом доме, но и на улицах. Весь город стал похож на Карнавал огней. Он покрыл ступени, по которым ты будешь подниматься, золотыми пластинами, инкрустированными драгоценными камнями. Он желает показать тебе, что ты всего лишь факир, в то время как он утопает в роскоши и купается в славе”. “Поглядим на его высокомерие,” — отвечал факир.

И вот настал день встречи факира со своим старым другом. Весь народ повалил к городским воротам встречать гостя. Явился и король. При виде друга он остолбенел. То не был сезон дождей, однако факир был по колено в грязи! Однако было бы неловко задавать ему лишние вопросы в присутствии такой толпы народа. Пройдя по сверкающим ступеням во дворец, факир уселся на бесценный ковер, специально расстеленный в его честь, — и испачкал его!

Тут король, наконец, не выдержал: “Друг мой, — спросил он, — дождей нигде не было, нынче не сезон дождей, как же ты умудрился так выпачкать ноги?”