Но даже когда вы смотрите фильм, вы попадаетесь. Вы хорошо знаете, что есть только белый экран и ничего больше. Тени движутся на нем. Но видели ли вы, как люди сидят и смотрят кино? Некоторые начинают плакать. Когда происходит что-то трагическое на экране. По их щекам бегут слезы. Только посмотрите: то, что происходит на экране — не настоящее, но по их щекам текут слезы. Ненастоящее вызывает слезы. Или представьте себе, как люди читают книгу и приходят в восхищение. Они видят картину обнаженной женщины, и в них возникает сексуальное желание. Посмотрите: эта женщина-не-настоящая, просто нарисовано несколько линий, и ничего больше. Немного чернил разлито по бумаге, но в них возникает сексуальное желание, и оно очень реальное.
Такова тенденция ума. Ум попадает в ловушку объектов, он отождествляет себя с ними.
Схватите себя за руку и делайте это так часто, как только вы можете. Снова и снова обращайте внимание на то, что вы зависли в объекте. Внезапно вы почувствуете прохладу. Ваше возбуждение пройдет. В то мгновение, когда вы осознаете, что это только экран и ничего больше, в то мгновение, в которое вы поймете, что нет причины для такого возбуждения, это только экран, и все, что вы видите — это только проекция ваших собственных желаний. Вы начинаете проецировать и верить в то, что хотите. Весь мир — это ваша фантазия.
И помните: мы все живем в разных мирах. Каждый живет в своем собственном мире, потому что его фантазии отличны от фантазий других людей. Истина одна, фантазий много — так же много, как много разных умов.
Если вы фантазируете, вы не можете встретиться с другим человеком, вы не можете общаться с другими, потому что это ваша фантазия. Это то, что происходит. Когда люди хотят общаться, они не могут общаться. Как-то они упускают друг друга. Мужья, жены, друзья, возлюбленные — все упускают друг друга и продолжают упускать. При этом они очень беспокоятся из-за того, что не могут общаться. Они хотят сказать что-то, но другой понимает что-то другое. Тогда они говорят: “Я имел в виду совсем другое”, но остальные люди все равно продолжают слушать их и понимать по-своему.
Что происходит? Каждый живет в своих фантазиях, и вы живете в своих собственных фантазиях, поэтому другой человек проецирует какой-то другой фильм на один и тот же экран, а вы на этот же самый экран проецируете другой фильм. Вот почему отношения становятся такими беспокойными, приносят столько страдания. Вы чувствуете, что когда вы одни, вы счастливы и вам хорошо, а когда вы находитесь в чьем-то обществе, вы начинаете страдать, все превращается в ад. Когда Сартр говорит: “Другой человек — это ад”, он говорит исходя из своего собственного опыта. Но не другой человек создает этот ад: просто две фантазии сталкиваются, два мира сновидений сталкиваются.
Общение возможно только когда вы отбросили ваши фантазии о мире, и фантазии другого человека также отброшены. Тогда два бытия встречаются лицом друг к другу, и это не два отдельных бытия, потому что двойственность исчезает вместе с исчезновением мира фантазии. Остается единство”.