Если святой все еще католик, то он не святой, потому что у него католический ум. Если святой все еще индуист, то он не святой, потому что у него индуистский ум.
Однажды я читал книгу Пагал Бабы. Это имя означает “Сумасшедший батя”. Он, должно быть, был сумасшедшим. Он не был сумасшедшим в том смысле, в каком это слово используют суфии, потому что они называют просветленных людей сумасшедшими. Но он был сумасшедшим в обычном смысле. Он не был нервным, он говорит в своей книге: “Я был удивлен, когда столкнулся с ним”. Его считали святым человеком, он говорит об этом в своей книге. “Многие западные жители говорили мне, что им бы хотелось стать индуистами, и я им говорил, что это невозможно. Индуистом нужно родиться, никто не может быть обращен в индуизм. Индусами рождаются, вы должны заработать это право на протяжении множества жизней. Если вы совершаете хорошие кармы многие жизни, то тогда вы рождаетесь индуистами. Вы не можете быть обращены в индуистов, это не так дешево, как стать христианином”.
Этот святой человек, Пагал Баба, говорит: “Я вынужден был отказывать им, потому что им придется зарабатывать это множеством жизней. Не так просто стать индуистом”. Он говорит о том, что даже если вы рождаетесь индуистами, если не следуете хорошей карме, если не становитесь все более и более религиозными и благочестивыми. Вы можете вернуться обратно в низшие классы человечества. Например, вы, можете родиться американцами. Этот человек говорит об этом. Но красота этой истории в том, что он нашел какого-то американского издателя, Симона Шустера, который опубликовал его книгу.
Святых нет. Есть индуистские шовинисты, глупцы, невротики.
Если у вас есть ум, вы не можете быть святыми. Каким бы благочестивым ум не был, он все равно остается не святым, потому что ум не может быть целым, помните об этом.
Однажды вечером Мулла Насреддин сказал своей жене: “Принеси сюда немного сыра поесть, потому что сыр увеличивает аппетит и делает глаза блестящими”.
“Но у нас нет сыра”, — сказала жена. “Это очень хорошо, — ответил Мулла, — потому что сыр вреден для зубов и десен”. “Но тогда какое твое заявление истинное?” — спросила она. Мулла ответил: “Если в доме есть сыр, то первое. Если в доме нет сыра, то второе”.
Вот как действует ум. Вы любите женщину, если она доступна вам. Если она вам недоступна, вы ее ненавидите. Если есть сыр в доме, то первое. Если сыра нет в доме, то второе. Отбросьте разделения, перестаньте делить. Живите как целое. Это сложно, я знаю, потому что на протяжении столетий ваш ум обусловили делением. Развяжите его, расседлайте. Это будет сложно, но это достойно того, чтобы этим заняться, потому что вы упускаете очень многое. Психологи говорят, что девяносто восемь процентов жизни упускается. Девяносто восемь процентов! Только два процента приживаются. Потому что оконная рамка не позволяет вам увидеть большего.
Разбейте окно, разбейте рамку, сожгите их — ваш индуизм, ваше христианство, ваш джайнизм — сожгите их и выберетесь из них. Если вы можете выбраться из всех этих идеологий, отношений, предрассудков, вы станете целостными.
Второй вопрос: