Величайшее преимущество этого метода заключается в том, что нагваль имеет возможность обращаться и к рациональному разуму, и к сердцу ученика одновременно - отсутствует необходимость делать сначала одно, а затем второе. Поскольку концепция свободы не только успокаивает рациональный разум ученика, рассеивая возможные страхи, сомнения и подозрения, но и весьма серьёзно затрагивает его амбициозность, обращаться напрямую к сердцу ученика становится делом несложным, нужно лишь незаметно добавить в отношения элемент теплоты. Подлинная красота этого манёвра заключается в том, что он невероятно жизнеподдер-живающий, и ученик подталкивается к тому, чтобы по-настоящему последовать за своим сердцем - вполне вероятно, первый раз в жизни. А поскольку наши сердца никогда не лгут, подобное переживание само по себе способно убедить ученика в том, что он действительно нашёл, что искал. Конечно же, то, во что ученик верит всё это время, - абсолютная правда, но происходит это лишь благодаря тому, что рациональный разум занят приманкой и не имеет возможности саботировать подлинный смысл, который несёт слушание сердца! В результате новообращённый ученик охотно покоряется своему ученичеству, не имея ни малейшего понятия о том, в чём оно заключается, и поступает так только потому, что в глубине своего сердца ощущает, насколько верно для него то, что он делает.
Как только ты попался на мой крючок, началась действительно тяжёлая работа. Она заключалась в том, чтобы заставить тебя увидеть, как во всех своих действиях - физических, эмоциональных, ментальных - ты живёшь во лжи, имеющей очень мало общего со сценарием, который ты написал для себя. Хочешь - верь, хочешь - нет, но это самая сложная задача для нагваля. Ведь с одной стороны он вынужден поддерживатьтональученика, чтобы тот не спотыкался на каждом шагу. Но в то же время он должен систематически работать над разоблачением его картины мира. Величайшая трудность этой задачи заключается в том, что созданный учеником образ самого себя напрямую зависит от его картины мира, а потому, разоблачая картину мира ученика, необходимо постоянно поддерживать его образ себя, чтобы ученик не превратился в жалкую тряпку!
С самого первого дня работы с учеником нагваль не делает практически ничего, кроме как указывает на необходимость остановки картины мира, бросая вызов восприятию ученика во всех его проявлениях. Но и этот манёвр - всего лишь приманка, так как в действительности нагваль пытается сдвинуть фокус ученика, изменяя его внутренний диалог. И это важно, ведь, хотя теоретически каждый ученик верит, что, остановив внутренний диалог, он добьётся остановки своей картины мира - что абсолютно верно, - на практике в начале своего пути ни один ученик попросту не имеет необходимой для остановки внутреннего диалогаличной силы.Поэтому остаётся один единственный способ разрушить фиксацию его восприятия - постоянно подталкивать ученика к смещению фокуса. И каждый раз, когда ученику удаётся сместить фокус, его внутренний диалог в некоторой степени изменяется. А поскольку картина мира зависит от внутреннего диалога, каждое изменение внутреннего диалога ученика наносит удар по его картине мира - и в результате она становится не столь фиксированной и жёсткой, как прежде.
Однако наибольшую пользу ученику, постепенно осваивающему, как смещать фокус и тем самым изменять свой внутренний диалог, приносит медленное, но неуклонное изменение содержания его диалога от негативного к позитивному. Иначе говоря, вместо того, чтобы постоянно твердить себе о вечных неудачах, ученик начинает видеть, что в действительности он достиг определённых успехов. Огромный плюс здесь в том, что, хотя ученик может этого и не осознавать, он, тем не менее, начинает направлять своёнамерениена то, чтобы бытьобъективныминеподдельнымв своём стремлении узнать, в чём же состоит его судьба. Как только это происходит, ученик оказывается на верном пути, действительно начиная выслеживать своё восприятие и работать над остановкой своей картины мира, что автоматически означает неосознанную остановку внутреннего диалога. Ведь ученик настолько погружается в выслеживание своего восприятия, что у него совсем не остаётся времени для потакания себе во внутреннем диалоге и подтверждения своей картины мира.