Активная разумность представляет собой космическийтональ; он отрицательный, или женский, по отношению кнагвалю. И потому вся известная нам Проявляющаяся Жизнь берёт своё начало от той, которую Толтеки называютМатерью Всего Сущего. Этоона, которую зовут Стоящей Матерью, Марой, Плачущей, чьё плодовитое чрево наполнено бесконечной текучей энергией, напоминающей великие океаны; это она самоотверженно трудится в тяжести чрева своего, бесконечно давая жизнь предназначению Невыразимого. Мара, Плачущая, бесконечно молчалива в созерцании предназначениянагваля, и потому мы называем этот уровень существованияМиром Тишины.
Однако Мара, как и всякая женщина, обладает двумя аспектами, и потому нам необходимо помнить, что потенциальная разумность является продолжением разума в Проявлении и потому он женский по отношению к разуму. По отношению кнагвалюпотенциальный разум выступает прародителем Мары — вот почему Толтеки называют МаруМарой Непорочной Девой, лучащейся женщиной, чистой и незапятнанной в своём сновидении о божественном идеале. Но затемнамерениеоказывает давление на разум, чтобы побудить его к объединению, и в результате разум внедряет в потенциальный разум желание завершения, чтобы довести до конца процесс Проявления. При этом Мара Непорочная Дева оплодотворяется мужским партнёром — третьим аспектом Святой Троицы, который христиане называют Духом Святым. При этом, благодаря давлениюнамерения, потенциальная разумность (женщина) превращается в разумность активную, или второй аспект Мары, который в христианстве называетсяМатерью с младенцем. Иначе говоря, активная разумность (космическийтональ) несёт в своём чреве зародыш развивающегося осознания (рис. 21б).
Переходя к следующему уровню Проявления, мы сталкиваемся с ещё одной загадкой осознания: дело в том, что вместо следующего треугольника Проявления, точной копии первого, нам, как ни странно, предстаёт егозеркальное отображение. Причина этого заключается в том, что за пределами данной точки в проявляющейся Вселенной действует не только сила внутренне присущего осознания, но и сила развивающегося осознания. Иначе говоря, если до этого существовал лишь один тип осознания, то сейчас возникают уже два взаимодействующих друг с другом типа. Мы проясним эту мысль позже, когда станем глубже изучать Проявление.
Несколько ранее в этой главе мы отмечали, что такое взаимодействие между внутренне присущим и развивающимся осознанием создаёт такое качество, каквключённость(данный элемент отсутствовал до настоящей точки Проявления). Естественно,включённостьявляется целью эволюции, поскольку мы знаем, что предназначениенагвалясостоит во включении непознанного в познанное. Следовательно, мы можем определитьвключённостькакПроявление предназначения нагваля, хотя это, пожалуй, всё, что мы можем сказать овключённости. Кроме утверждения о том, что она воплощает предназначениянагваля, у нас нет ничего, что могло бы подтвердить (или опровергнуть) такое предназначение. Мы не должны никогда забывать о том, что знаем оНевыразимомкрайне мало — разве что то, что оно стремится составить картунепознанного. Зато это позволяет нам утверждать, чтоНевыразимоестремится к познанию своего полного потенциала, хотя и смысл данного утверждения, и причина, вызвавшая это стремление, скрыты под кисеёйнепознаваемого.