В любой культуре количество ведьм и волшебников прямо пропорционально количеству демонов. Вполне вероятно, что многие знаменитые колдуны на самом деле были обыкновенными шарлатанами. Нам трудно сейчас провести чёткую грань между «настоящими» ведьмами и «подложными». Возьмём, к примеру, знаменитый стих из 22-й главы книги Исход: «Ворожеи не оставляй в живых». К какому из двух указанных типов мы вправе отнести эту даму? Некоторые авторы пишут, что используемое здесь древнееврейское слово chasaf означает просто «отравительница»; тогда смысл фразы принципиально меняется. В латинской версии «Септуагинты» используется аналогичное слово — veneficus. Истина, вероятно, находится посредине: ведьму (или ворожею) считали отравительницей в прямом или переносном смысле. Известно, что в XVI в. многие ведьмы прибегали к помощи яда, когда средства магии оказывались бессильны.
Как мы уже видели, официальные власти семитского общества не жаловали колдунов. Но запретный плод всегда сладок, и потому колдовство пронизывало всю жизнь древних евреев. Люди, неудовлетворённые Писанием, обращались к магическому культу. В тяжёлые периоды истории даже глубоко верующие иудеи иногда «баловались» магией. Теологи полагают, что существует прямая зависимость между упадком веры и обращением к «тёмным» (т. е. магическим) искусствам. Вспомним, что вера Иова подверглась суровым испытаниям, но он с честью их выдержал.
Во Второзаконии (гл. 18, ст. 10, 11) говорится: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых».
В Библии сказано, что Манассия заставил своего сына пройти сквозь огонь. Современные арабы иногда проходят сквозь пламя, чтобы отпугнуть злых духов. Известно, что упомянутый царь Иудеи «наблюдал время, пользовался чарами и общался со знакомыми духами и волшебниками»; проще говоря, был идеальным царём-магом.
Потерпев неудачу в делах и разочаровавшись в своих подданных, царь Израиля Саул решил испросить совета у Аэндорской волшебницы. А ведь когда-то он сам охотился на ведьм и предавал их смерти!
Волшебница рассказала Саулу, что видела старика в плаще (вероятно, это было обыкновенное видение), и по её описанию царь узнал незнакомца. Пав на колени, Саул стал вслушиваться в голос Самуила, поведавшего о своём поражении и смерти. С точки зрения монотеистической религии, обращение царя к магам и чародеям было крайне предосудительно. Но отступления от правил грезили перерасти в закон. Наряду с представителями многих других профессий, маги с незапамятных времён пользовались милостью и покровительством монархов. В Библии можно встретить указания на то, что чудотворцы не только применяли свою силу, но и получали за это огромные награды. Наибольшее вознаграждение — сорок навьюченных верблюдов — получил пророк Илия, гадавший о болезни Бенхагада, царя Дамаска.
В наше время иудейская магия вышла далеко за границы восточного Средиземноморья. Среди духовных наследников библейских пророков выделяется загадочная фигура Нострадамуса. Его удивительные пророчества пользуются невероятным авторитетом; недавно был снят фильм, в котором показано, что многие из них уже сбылись.
Нострадамус родился в начале XVI в. в Провансе; по материнской линии он, возможно, был потомком провидца и личного врача короля Рене. С ранних лет Нострадамус выказывал способности к магии: «в десять лет он наставлял о тайных вещах людей, старших его вдвое». Говорят, что отец не одобрял наклонностей сына и готовил его к медицинской карьере.