Но тантра утверждает, что в этом заключается дуализм - бессоз¬нательность и осознанность. Если вы двигаетесь от бессознательно¬сти к осознанности, то вы двигаетесь от одной стороны дуализма к другой. Двигайтесь за пределы их обеих! Если вы не выйдете за пределы их обеих, вы никогда не достигнете предельного, поэтому не будьте ни бессознательными, ни осознающими; просто выходите за пределы, просто будьте. Не будьте ни бессознательными, ни осозна¬ющими - просто будьте! Это идет за пределы йоги, идет за пределы дзэна, идет за пределы всех учений.
«Вигьяна» означает осознанность, а «бхайрава» представляет со¬бой специфический термин, тантрический термин, для того, кто вышел за пределы. Вот почему Шива известен как Бхайрава и Дэви известна как Бхайрава - это те, кто уже вышел за пределы двойственностей.
В нашем жизненном опыте только любовь может дать об этом некоторое представление. Вот почему любовь становится самым глав¬ным инструментом для приобщения к мудрости тан-тры. Можно ска¬зать, что в наших переживаниях только любовь является чем-то, что выходит за пределы двойственности. Если двое любят друг друга, то чем глубже они входят в это, тем меньше и меньше они остаются двумя, тем больше и больше они становятся единым целым. И приходит момент, и достигается вершина, когда только кажется, что их двое. Внутренне они являются еди-ным целым, границы двойственности преодолены.
Только в этом смысле приобретают значение слова Иисуса «Бог, есть любовь» - и ни в ка-ком другом. В наших переживаниях любовь ближе всего к Богу. Это не означает, что Бог любит - как продолжают интерпретировать христиане, - и что Бог имеет отеческую любовь к вам. Чепу-ха! «Бог есть любовь» представляет собой тантрическое утверждение. Оно означает, что любовь есть единственная реаль¬ность нашего жизненного опыта, которая приближается к Богу, к божественному. Почему? Потому что именно в любви ощущается единение, тож-дественность. Тела остаются различными, но нечто за пределами тел сливается и становит-ся единым целым.
Вот почему кругом такое страстное желание секса. На самом деле имеется страстное же-лание единения, но это единение не является сексуальным. В сексе два тела имеют только обманчивое впечатле¬ние, что они являются единым целым, но они не тождественность, они лишь соединены вместе. Но на один момент оба тела забывают о себе друг в друге и достигается ощущение некоторого физического единства. В этом страстном желании нет ниче-го плохого, но останав¬ливаться на нем опасно. Это желание показывает более глубокое стремление почувствовать тождественность с божественным.
В любви, в ее высших проявлениях, внутреннее движется, слива¬ется с другим и появля-ется чувство единения. Двойственность рас¬творяется. Только в этом недвойственном со-стоянии любви мы можем получить намек на то, что есть состояние бхайравы. Мы мо-жем утверждать, что состояние бхайравы есть абсолютная любовь без возврата назад - с вершины любви там нет падения назад. Она остается на вершине.
Мы установили местопроживание Шивы на Кайлаше. Это просто символично: это высо-чайшая вершина, святейшая вершина. Мы создали это местопроживание Шивы. Мы мо-жем идти туда, но мы должны будем спуститься, это не может быть местом нашего прожива¬ния. Мы можем продолжать паломничество. Это тиртхъятра - палом¬ничество, путешествие. На один момент вы можете прикоснуться к высочайшим вершинам; затем вы должны буде-те вернуться назад.