Тантра не имеет отношения к вашей одежде, она имеет отноше¬ние к вам. Если вы зада-дите вопрос, она покажет, где вы находитесь. Она покажет также, что кем бы вы ни были, вы не можете видеть; вот почему имеет место вопрос. Слепой человек спрашивает: «Что такое свет?», и философия начнет отвечать ему, что такое свет. Тантра будет знать только одно - если человек спрашивает: «Что такое свет?», то это показывает, что он слеп. Тантра начнет воздействовать на чело¬века, изменять его таким образом, чтобы он мог видеть. Тантра не скажет, что такое свет. Тантра скажет, как достичь понимания, как обрести способность смотреть, как обрести способность видеть. Ког¬да появится способность видеть, появится ответ. Тантра не даст вам ответ, тантра даст вам метод для получения его.
Итак, этот ответ не будет интеллектуальным. Если вы скажете что-нибудь о свете сле-пому человеку, это будет интеллектуальным. Если сам слепой становится способным ви-деть, это является экзи¬стенциальным. Вот что я имею в виду, когда говорю, что тантра является экзистенциальной. Поэтому Шива не собирается отвечать на вопросы Дэви; и все же он ответит - и это первое.
Второе заключается в том, что это другой тип языка. Прежде, чем мы войдем в него, вы должны знать о нем что-нибудь. Все рассуждения тантры представляют собой диалоги меж-ду Шивой и Дэви. Дэви спрашивает, а Шива отвечает. Все рассуждения тантры начинаются таким образом. Почему? Почему именно этот метод? Это имеет большое значение. Это не диалог между учителем и учеником, это диалог между двумя любовниками. И тантра подчеркивает эту очень важную мысль: что более глубокое обучение не может быть осущест¬влено до тех пор, пока не будет любви между этими двумя - мастером и учеником. Мастер и ученик должны стать страстными любовника¬ми. Только тогда может быть выражено нечто высшее, запредельное.
Таким образом, это язык любви; ученик должен быть в состоя¬нии любви. Но не только это - друзья тоже могут любить друг друга. Тантра говорит, что ученик должен быть вос-приимчивым, что уче¬ник должен быть в состоянии женской восприимчивости; только тогда что-либо возможно. Чтобы быть учеником, вы не обязаны быть жен¬щиной, но вы должны быть в состоянии женской восприимчивости. Когда спрашивает Дэви, это значит, что спра-шивает состояние женст¬венности. Почему делается упор на этом состоянии женственности?
Мужчина и женщина отличаются не только физически, они от¬личаются также психологи-чески. Пол означает не только различие в телах, но и различие в психологиях. Женский ум подразумевает восприимчивость - тотальную восприимчивость, безоговорочную капи-туляцию, любовь. Ученику нужна женская психология - в про¬тивном случае он не сможет учиться. Вы можете спрашивать, но если вы не являетесь открытым, вам невозможно будет получить ответ. Вы можете задавать вопрос и, в то же время, оставаться закрытым. Тогда ответ не сможет проникнуть в вас. Ваши двери закрыты - вы мертвы. Вы не открыты.
Женская восприимчивость подобна восприимчивости матки в ее внутренней глубине, дающей ей возможность получать. И не только это - предполагается нечто гораздо боль-шее. Женщина не просто воспринимает что-либо, но в момент, когда она это воспринима-ет, оно становится частью ее тела. Получен ребенок. Женщина оплодот¬воряется; в момент оплодотворения ребенок становится частью жен¬ского тела. Он не является чем-то чужерод-ным. Он поглощен. Теперь ребенок будет жить не как нечто, добавленное к матери, но как часть ее, как сама мать. И результатом является не только принятие ребен¬ка; женское тело становится творящим, ребенок начинает расти.