Чем меньше вы знаете, тем лучше. Легко философствовать, быть догматиком, создавать учения. Очень легко решать проблему интеллек¬туально. Но решать проблему экзистенциально – не только думать о ней, но прожить ее, пройти сквозь нее, позволить себе быть трансформи-ро¬ванным ею - это сложно. Это значит, что для того, чтобы знать о любви, нужно будет любить. Это опасно, потому что вы не сможете остаться тем же самым. Переживание может изменить вас. В тот момент, когда вы начинаете любить, вы становитесь другим человеком. И когда вы вый¬дете из переживания, вы не в состоянии будете узнать свое старое лицо, оно не будет при-надлежать вам. Произойдет нарушение непрерывно¬сти. Теперь имеет место разрыв, старый человек мертв, пришел новый человек. Это то, что известно как перерождение - второе рожде-ние.
Тантра является не философской, а экзистенциальной. Поэтому Дэви задает вопросы, которые кажутся философскими, но Шива не собирается отвечать на них подобным обра-зом. Поэтому лучше все это понять в самом начале; в противном случае вы будете обеску-ра¬жены, поскольку Шива не собирается отвечать ни на один из вопро¬сов. Шива совсем не собирается отвечать ни на один из вопросов, которые задает Дэви. И все-таки он отвечает! И действительно, толь¬ко он ответил на них и никто другой - но совсем в другом плане.
Дэви спрашивает: «В чем заключается твоя реальность, мой гос¬подин?» Он не собирает-ся отвечать ей. Наоборот, он даст технику. И если Дэви пройдет через эту технику, она уз-нает. Поэтому ответ является иносказательным, а не прямым. Он не собирается отвечать на вопрос: «Кто Я?». Он даст технику - делайте ее и вы узнаете.
Для тантры делание есть знание, и другого знания не существует. Пока вы не будете делать что-нибудь, пока вы не будете меняться, пока вы не будете иметь другой взгляд на то, что рассматривать и чем рассматривать, пока вы не будете двигаться в измерении, совершен¬но отличающемся от интеллекта, ответа не будет. Ответы могут быть даны - все они будут ло-жью. Все философии являются ложью. Вы задаете вопрос и философия дает вам ответ. Он удовлетворяет или не удовлетворяет вас. Если он вас удовлетворяет, вы становитесь при¬верженцем этой философии, но вы остаетесь тем же самым. Если он вас не удовлетво-ряет, вы отправляетесь на поиски некоторой другой философии, чтобы стать ее привер-женцем. Но вы остаетесь тем же самым; вы остаетесь совсем незатронутым, вы не изме-нились.
Поэтому не имеет значения, являетесь ли вы индусом, мусульмани¬ном, христианином или джайном. Реальная личность позади вывески индуса, мусульманина или христианина является одной и той же. Разли¬чаются только слова или одежды. Человек, который направляется в цер¬ковь, или в храм, или в мечеть, остается одним и тем же. Изменяется только внешность, и эта внешность является лживой, она является мас¬кой. За маской вы найдете того же самого чело-века - тот же гнев, ту же агрессию, то же насилие, ту же жадность, ту же похоть - все то же самое. Отличается ли сексуальность мусульманина от сексуальности индуса? Отличается ли насилие христианина от насилия индуса? Все одно и то же. Действительность остается одной и той же, меняется только одежда.