Когда Будда был жив, то каждый день утром он говорил своим ученикам: «Если у вас есть, что спросить, спрашивайте». В тот день, когда он умирал, утром было то же самое. Он позвал своих учеников и сказал: «Если вы сейчас хотите спросить что-нибудь, вы можете спросить. И помните, что это последнее утро. Прежде, чем этот день кончится, меня больше не будет». Он был тем же самым. Это был его ежедневный вопрос по утрам. Он был тем же самым! День был по¬следним, но он был тем же самым. Так же, как и в любой другой день, он сказал: «О’кей, если у вас есть вопросы, вы можете спросить - но это последний день».
Его тон не изменился, но ученики начали плакать. Они забыли спросить что-либо.
Будда сказал: «Почему вы плачете? Если бы вы плакали в другие дни, то все было бы в порядке, но это последний день. К вечеру меня не будет, так что не тратьте зря время на плач. В другой день это будет нормальным; вы сможете тратить время. Не тратьте ваше время на плач. Почему вы плачете? Спрашивайте, если у вас есть что спро¬сить». Он был одним и тем же в жизни и смерти.
Итак, в-третьих, самореализованный человек находится в покое. Жизнь и смерть явля-ются одним и тем же; блаженство и несчастье являются одним и тем же. Ничто его не беспо-коит, ничто не смещает его из его дома, из его центрированности. К такому человеку вы ничего не можете добавить. Вы не можете ничего отнять у него, вы не можете ничего дать ему - он реализовался, он удовлетворен. Каждый его вдох является исполненным, молчаливым, блаженным. Он до¬стиг. Он достиг экзистенции, существования, бытия; он расцвел как то-тальный, целостный человек.
Это не частичный расцвет. Будда не великий поэт. Конечно, что бы он ни говорил, являет-ся поэзией. Он совсем не поэт, но даже когда он движется, ходит - это поэзия. Он не худож-ник, но что бы он ни говорил, становится живописью. Он не музыкант, но все его сущест¬вование является чудесной музыкой. Человек реализован как нечто тотальное, целостное. Так что теперь что бы он ни делал или вообще не делал ничего… когда он сидит в молчании, ничего не делая, даже в молчании его присутствие работает, творит; он становится творя¬щим.
Тантра не имеет отношения к какому-то частичному росту, она имеет отношение к вам как к тотальному существу. Так что основны¬ми являются три цели: вы должны быть центрированы, укоренены и уравновешены; то есть всегда должны быть в середине - и, конечно, без каких-либо усилий. Если для этого нужны усилия, то вы неурав¬новешены. И вы должны быть в по-кое - в покое во вселенной, дома в существовании, в экзистенции, и из этого будет следо-вать многое другое. Это основные потребности, потому что если эти потребности не удовле-творены, то вы являетесь человеком только по названию. Вы являетесь человеком, как по-тенциальная возможность, а не как реальность. Вы можете им быть, вы имеете соответст-вующий потен¬циал, но потенциальность должна стать реальностью.
Второй вопрос:
Будьте любезны, объясните такие понятия, как созерцание, кон¬центрация и медитация.
Созерцание означает направленное мышление. Мы все думаем; это не созерцание. Это думанье является ненаправленным, нечетким, никуда не ведущим. Наше мышление, на самом деле, является не созерцанием, а тем, что Фрейд называл ассоциациями. Од-на мысль ведет к другой мысли без всякого направления вами. Сама мысль по ассо-циации приводит к другой мысли.