- А что нам еще делать? Ты говоришь такую чепу¬ху! Если хочешь быть Диогеном, забудь о своем завое¬вании мира и оставайся здесь! Я живу на берегу этой реки, но здесь хватит места для нас обоих. Зачем ждать следующей жизни? Зачем до тех пор оставаться несчастным?
- Не могу ответить. Я понимаю - ты прав, но я многое вложил в свои идеи и должен сначала осущест¬вить их. Я должен завоевать мир! Как только я завоюю его, я смогу отречься, но не ранее!
- Ты никогда не завоюешь его, - сказал Диоген, - потому что никому не под силу завоевать весь мир. И даже если ты завоюешь его, то никогда не сможешь от¬речься, потому что тогда ты скажешь: «Я вложил в это столько сил, я потратил всю свою жизнь. Почему я дол¬жен от него отрекаться?»
Александр умер в страдании; Диоген умер в блаженс¬тве. По стечению обстоятельств, они умерли в один и тот же день, и, пересекая реку, которая отделяет один мир от другого, Александр шел впереди, Диоген немно¬го позади. Александр посмотрел на него, и ему стало очень стыдно, что он голый. Диогену не было стыдно, потому что он прожил голым всю жизнь. Чтобы скрыть свой стыд, Александр рассмеялся - пустым смехом - и сказал Диогену:
- Странно, что император и нищий встречаются здесь, на границе двух миров. Возможно, этого не было никогда и никогда не повторится.
Диоген рассмеялся по-настоящему - смехом из само¬го сердца - и сказал:
- Ты прав. Встреча нищего и императора на этом берегу - редкое явление, но в одном ты ошибаешься. Ты не знаешь, кто из нас нищий, а кто император. Им¬ператор позади, а нищий впереди!
259
В пятидесятые годы у Па и Ма из Техаса были нелег¬кие времена, и их десятилетний отпрыск не знал к ним жалости. Однако Па был решительно настроен, отпра¬вить Малыша в престижный университет Техаса хотя бы на один семестр, чтобы хвастаться академическими достижениями своего сына перед соседями. Несколько лет он копил деньги, пока не собрал целую тысячу дол¬ларов.
Когда Малыш забрался в автобус, готовый тронуться в дорогу, Па сурово объявил:
- Малыш, мы с твоей Ма многим пожертвовали, что¬бы отправить тебя в университет, и если ты будешь экономным, этих денег хватит тебе на год.
И он передал мальчику конверт с тысячей долларов.
Юноша, однако, прибыл в университет с другими представлениями, отличными от стремления к ученой степени. Он наслаждался днями и ночами забав и игр и безрассудно проматывал деньги Па, пока им не пришел конец - ровно через месяц.
Оказавшись в отчаянном положении, он сочинил пись¬мо: «Па, здесь есть много смышленых учителей, и один из моих профессоров говорит, что может научить гово¬рить Старика Блю, нашего терьера… всего за пятьсот долларов».
Прочитав письмо, Па очень разволновался и сказал Ма:
- Может быть, наконец, пришел наш счастливый день. Если мальчик прав, мы можем отдать это беспо¬лезное животное в цирк, разбогатеть и загорать всю ос¬тавшуюся жизнь!
И вот Па заложил ферму и все оборудование, полу¬чил в банке пятьсот долларов и на попутном автобусе отправил их сыну вместе со Стариком Блю. Когда соба¬ка и деньги прибыли, Малыш, не желая заботиться о животном, убил его и забыл о нем. Поскольку он про¬должал свой беззаботный образ жизни еще несколько недель, деньги снова кончились.