Но она должна столкнуться с этим лицом к лицу и понять это. Здесь вопрос не только в смерти мужа, это не такая большая трудность. Мужья умирают, жены умирают, это не большие трудности, это естественно. Трудность в том, что она не смогла любить. Это осталось лишь мечтой, желанием в ней, и теперь она не удовлетворена. Вы не можете снова найти этого человека, поэтому эта глава не может быть завершена, и эта незавершенность действует как рана. Вот почему на это уйдет больше времени, немножко больше.
Психологическое время — это ваше внутреннее время, и мы живем в хронологическом времени вместе. Время по Гринвичу. Оно не личное. Психологическое время личное, у каждого оно свое. Если вы счастливы, ваше чувство времени притупляется. Если вы несчастливы, время удлиняется. Если вы в глубокой медитации, время останавливается. На самом деле, на Востоке, состояние ума измеряется благодаря времени. Если время полностью останавливается, это состояние блаженства. Если время замедляется, то это состояние страдания.
В христианстве говорится, что ад вечен. Бертран Рассел написал в своей книге «Почему я не христианин», в которой он выдвигает множество спорных аргументов и пишет, почему он не христианин. И один из аргументов таков: «Я не могу поверить в то, что ад может быть вечным, потому что все грехи ограничены. Вы не можете совершить неограниченное количество грехов, поэтому из-за ограниченных грехов не может быть безграничное наказание, это несправедливо». Этот аргумент простой. Никто не может спорить с Бертраном Расселом, он говорит о простом факте. Он сам говорит: «Если бы меня наказали за все грехи, которые я совершил в своей жизни, то мне было бы достаточно и четырех лет тюрьмы». Причем в эти грехи он включил и те грехи, которые он не совершил, а только думал о них. Самое большее — восемь лет. Пусть еще чуть больше — десять, но безграничное время, вечный ад? Тогда Бог становится слишком мстительным, он не выглядит божественным, он выглядит ужасным, кажется, что это просто сам Дьявол.
Из-за того, что вы любили женщину, которая не была вашей женой, вы будете страдать вечно. Это уже слишком. Вы не совершили такого ужасного греха. Это так свойственно человеку — любить и заниматься любовью, и когда вы занимаетесь любовью, очень трудно думать о том, замужем ли эта женщина или нет, потому что любовь практически слепа, она завладевает вами.
Да, Бертран Рассел, кажется, прав, его аргументы кажутся очень основательными. Но я говорю, что эти аргументы неосновательны. Он упустил кое-что, и ни один христианский теолог до сих пор еще не ответил на его вопросы. Они не могут ответить, потому что они также забыли. Они говорят о теориях, но они забыли о реальности. Когда Иисус говорит, что ад вечен, он имеет в виду психологическое время, а не хронологическое. Да, если бы он имел в виду хронологическое время, то он бы был совершенно нелепым: бросить человека в вечный ад. Но он имеет в виду психологическое время, он имеет в виду то мгновение в аду, которое кажется вечностью. Оно настолько замедляется, потому что вы чувствуете такие страдания и боль, что даже единственное мгновение кажется вечностью. Вам кажется, что оно никогда не закончится, что ему не будет конца. Вы будете чувствовать, как оно продолжается, продолжается, продолжается.