Можно блаженствовать, не будучи мудрым. Но такое бла¬женство не подлинно. Это то, что люди называют счастьем. Счастье приходит и уходит, оно сиюминутно. Когда счастье уходит, оно оставляет тебя наедине с глубоким отчаянием. Плата слишком высока — неоправданно завышена.
Можно быть якобы мудрым и при этом не испытывать блаженства. Но тогда это ложная мудрость. Это то, что из¬вестно как знания. Знания заимствованы, они являются тяж¬кой ношей. Все, что заимствовано у других, порождает рабст¬во. Знания льстят твоему эго, но они не способны открыть тебе твое истинное «я». Ищи блаженство и мудрость, и ты найдешь их в одном месте. Ведь они являются крыльями пти¬цы, имя которой медитация.
Медитируй, и ты станешь мудрым; медитируй, и ты по¬знаешь блаженство. Мудрость и блаженство появляются од¬новременно, в их появлении есть синхронность. В своем высшем состоянии мудрость становится блаженством; в сво¬ем высшем состоянии блаженство становится мудростью.
Месяц шестой, день девятнадцатый
Мудрость приходит к тому, кто знает, что такое пребывать в одиночестве. Мудрость — твоя внутренняя сущность. Ког¬да ты совершенно одинок, когда ты забыл обо всем на свете, когда ты стал самим собой, когда ты блаженствуешь — никто тебе не нужен. Покоясь в себе, ты обретаешь мудрость. Муд¬рость не означает познаний, она означает прозрение, яснови¬дение. Мудрость — не информация, она — трансформация. Мудрость означает, что ты увидел мир как будто в пер¬вый раз.
Учись одиночеству, и мудрость поднимется на поверх¬ность твоего естества. Тогда, даже живя среди толпы, ты смо¬жешь оставаться одиноким, невозмутимым, непоколеби¬мым, несокрушимым. Ты будешь в мире, но ты будешь не от мира. Теперь ты нашел свою собственную скрижаль, ты неза-висим от Библии, Корана и Гиты. Ты видишь, что хорошо и что плохо, ты обнаружил голос божий в своем сердце. Тебе не нужна второсортная информация из чужих рук, ведь у тебя прямая связь с Богом.
Месяц шестой, день двадцатый
Люди липнут друг к другу. Но чем больше ты к кому-то липнешь, тем больше этот человек пугается, тем больше он хочет от тебя отделаться — ведь у каждого из нас есть внут¬ренняя потребность быть свободным. Желание быть свобод¬ным выше любого другого желания, глубже любого другого желания. Ты можешь пожертвовать любовью, но не можешь пожертвовать своей свободой — такова природа вещей. И по¬тому истинное блаженство доступно тебе лишь в том случае, если ты один.
Одиночество — искусство, без одиночества нет меди¬тации. Полностью центрировать себя в себе, не привязываясь ни к кому, погрузиться в себя настолько, чтобы не испыты¬вать потребности ни в ком, — вот что такое одиночество. Оно приносит вечное блаженство.
Если ты укоренился в своем существе, ты можешь делить¬ся с другим человеком, ты можешь любить и можешь наслаж¬даться любовью. Не думая о сиюминутности вашей близости, ты можешь петь, можешь танцевать. Когда все пройдет, ты не оглядываешься назад. Ты способен на новую любовь и поэто¬му не прилипаешь. Ты благодарен своей возлюбленной, хотя ее уже нет, ты благодарен любви. Любовь обогатила тебя, она дала тебе возможность взглянуть на жизнь иначе, она сделала тебя более зрелым.