Чтобы обрести полную свободу, ты должен быть пол¬ностью осознанным, ибо несвобода коренится в подсо¬знании. Наше рабство не навязано нам извне. Никто не мо¬жет сделать тебя рабом. Ты можешь быть уничтожен, но сво¬боду у тебя никому не отнять, если ты не отдал ее сам. Собственно, лишь твое желание быть несвободным делает тебя несвободным. Лишь твое желание быть зависимым, твое желание избежать ответственности, твое желание быть не са¬мим собой делает тебя несвободным.
Как только ты признаешь за собой право быть собой… но помни, это не только розы, это еще и шипы, это не только мед, это еще и горечь. Сладость всегда разбавляется го¬речью — они приходят в равной пропорции. Лепестки роз уравновешиваются шипами, дни — ночами, лета — зимами. Жизнь поддерживается равновесием между противополож¬ностями. Прими свою жизнь, со всей ее прелестью и горечью, со всей ее радостью и болью, и ты станешь свободным. Лишь тогда ты будешь свободен.
Прими себя и будь самим собой, со всем, что в тебе есть, с плохим и хорошим, с прекрасным и не очень. Тогда ты покинешь предначертанные тебе границы и станешь сво¬бодным.
Свобода — это выход за пределы двойственности. Когда ты не двойственен, ты ни экстаз, ни агония, ты просто свиде¬тель того, что с тобой происходит. Эта запредельность и есть истинная свобода, делающая тебя просветленным.
Месяц шестой, день двадцать пятый
Истинный искатель не ищет знаний, он ищет знание. Он хочет изучить сам процесс познания. Его не интересуют вы¬воды, его не интересуют цели, его интересует сам путь. Ведь путь так прекрасен, каждый его миг полон радости, зачем нужна цель?
Мысль, что у пути должна быть цель, порождена ленивым умом — ведь, достигнув цели, ты можешь отдыхать. Поэтому люди всегда ищут короткий путь. Тот, кого интересует цель, думает о коротком пути: зачем идти к цели длинной дорогой?
Ленивый не может быть искателем. Истинный искатель лишен амбиций, он не идет к цели. Его интересует мгнове¬ние — здесь и сейчас. Все его существо связано с самим про¬цессом жизни.
Чем глубже ты осознаешь, тем больше ты открыт для бы¬тия, для всего, что происходит вокруг. Все твои окна и двери открыты — бытие может пройти сквозь тебя. Ты становишься все более и более чувствительным и углубляешь свое осо¬знание.
Накапливая знания, ты остаешься тем же, кем и был — личностью, накапливающей знания. Ты не изменяешься, ты остаешься все тем же. Благодаря осознанию ты становишься иным и при этом знаешь, как обновлять себя каждое мгнове¬ние, чтобы никогда не остановиться, не стать старым, скуч¬ным, бесчувственным.
Месяц шестой, день двадцать шестой
Деревья, птицы, животные составляют с бытием одно це¬лое, но не осознают этого. Они блаженны, но у них нет пред¬ставления о блаженстве. Разве они могут ценить блаженство, если не осознают его? Ты можешь обладать сокровищами, но если ты не знаешь об этом, от сокровищ нет никакого толку.
Крик кукушки, доносящийся издалека, кажется нам пре¬красным, но сама кукушка далека от подобных чувств. Ку¬кушка не имеет представления ни о красоте, ни о музыке, ни о поэзии. Она не осознает всего этого, она — блаженна, но не осознает этого.
Человек не обладает осознанием, и, в отличие от кукушки, он несчастен. Если способность человека к осознанию воз¬растет, он сможет отбросить свои страдания и достичь воссо¬единения — я зову это воссоединением. Деревья, кукушка, все прочие птицы и звери уже находятся в состоянии единс¬тва. И только человек должен восстановить утерянный кон¬такт.