Чтобы молиться, тебе не нужна вера в Бога. Вначале нуж¬но научиться молиться, после этого ты можешь поверить в Бога. Молитва всегда идет первой, а Бог — вторым. Бог вто¬ричен. В ложном мире Бог стоит на первом месте — ты дол¬жен верить в Бога. Затем ты молишься — молишься собствен-ной вере. Затем ты можешь создать статую Бога, все что угод¬но — любую игрушку. Ты сам можешь сочинить красивую молитву или ее сочинит для тебя кто-то другой — например, священник. Ты можешь откопать молитву в древних текстах; но все это искусственные молитвы. Вся религия — искус-ственна и оттого фальшива.
Истинная религия возникает из любви — естественным образом. Это не индуизм, не христианство, не мусульманст¬во. Это и не религия вовсе, не церковь, не догма, а безбреж¬ная любовь, которая стала молитвой. Такая молитва обяза¬тельно открывает тебе Бога. Но это не вера — это откровение.
Месяц четвертый, день седьмой
Молитва должна быть абсолютно индивидуальной. Она должна быть естественной, она не должна быть заученной. Заученная молитва — ложная молитва. Ты повторяешь ее как попугай. Повторяешь бессмысленные, пустые звуки. Но если молитва взрастает в твоем сердце, если она несет в себе то, что действительно есть в тебе, тогда ее значение огромно. Тогда это не «…сказка, рассказанная идиотом, полная шума и ярос¬ти и ничего не значащая». Это — сам смысл и сама музыка.
Ты должен научиться общаться с бытием. Беседуй со звез¬дами, беседуй с деревьями, беседуй с реками, беседуй с кам¬нями. Не смущайся — во всем этом проявляет себя Бог. Все сущее есть проявление Бога. Начни общаться с проявленным Богом, тогда в один прекрасный день ты сможешь общаться и с не проявленным Богом. Начни с видимого — и совер¬шишь квантовый скачок к невидимому. Беседуй с землей, с травой.
Возможно, поначалу тебе покажется, что во всем этом нет ничего религиозного, но если ты скажешь дереву «привет», это будет красиво, это будет неким духовным, священным актом — ведь ты признаешь дух дерева, ты признаешь его присутствие, ты не пренебрегаешь им. Если человек научил¬ся всего лишь одной вещи — не пренебрегать Богом во всех его проявлениях, исчезает невежество и появляется муд¬рость. Мудрость приходит из сокровенного центра.
Месяц четвертый, день восьмой
Путешествие начинается в любви и оканчивается про¬светлением; мост между тем и другим — молитва. Паломни¬чество от невежества к мудрости - это паломничество мо¬литвы.
Молитва означает: «Я так мал. Я сам ни на что не спосо¬бен, если мне не поможет целостность». Молитва — это сми¬рение перед целостностью, но смирение, рожденное не отча¬янием, а глубинным пониманием. Разве может маленькая волна идти против целого океана? Это абсурд. Но таким аб¬сурдом занимается все человечество. И все-таки все мы — маленькие волны в океане сознания.
Называй океан сознания как угодно — Богом, просветле¬нием, нирваной, дао или дхармой. Все эти слова означают одно и то же: мы являемся частью бесконечного океана. Мы — маленькие волны, мы не можем иметь собственной воли и собственной судьбы. Поэтому желание обладать соб-ственной волей и попытки достигнуть чего-то потребного только нам — причина всех несчастий.
Молитва означает, что ты, осознав тщету человеческой воли, сдаешься на волю божью. Вот почему говорят: «Да свер¬шится воля Твоя, да придет царство Твое».
Такая молитва возможна лишь в том случае, если ты лю¬бишь бытие. Вот почему я говорю: путешествие начинается в любви и оканчивается просветлением. Переход состоит из молитвы, из отказа от себя.
месяц четвертый, день девятый