В мире есть два вида религий: религия медитации и рели¬гия молитвы. И они стали врагами. Они разделили челове¬чество.
Например, буддизм — религия медитации, христианст¬во — религия молитвы, но до сегодняшнего дня между ними отсутствует мост. Разделение медитации и молитвы раздели¬ло надвое также и каждого человека. Но целостность может найти свое воплощение в целом, а человеческое существо теперь состоит из двух частей.
Одна часть человеческого существа воплощается в меди¬тации, другая его часть воплощается в молитве. Если человек отдает предпочтение одному, отбрасывая другое, от него ос¬тается лишь половина.
Я пытаюсь построить мост. Мой санньясин должен быть и человеком медитации, и человеком молитвы.
Месяц четвертый, день четырнадцатый
Молитва не имеет ничего общего с религией. Молитва — это взгляд художника. Молитва — явление не религиозное, а эстетическое. Когда ты благодарен бытию, ты начинаешь ощущать присутствие чего-то такого, о чем прежде и не по¬дозревал. Только благодарное сердце способно почувствовать эту особую атмосферу. Особая атмосфера и есть Бог. Бог при¬ходит чуть позже. Бог никогда не приходит как вера, Он при¬ходит как переживание. Тогда Бог — освобождение, тогда Бог — нирвана.
Никогда не начинай с Бога, всегда начинай с молитвы. Иначе Бог будет ложью. Если ты поверишь в ложного Бога, твоя молитва также станет ложью. Сделай свою молитву на¬сколько сможешь глубокой, насколько сможешь искренней, и Бог придет к тебе сам. Учись молитве.
Месяц четвертый, день пятнадцатый
Любовь — это цветок, самый прекрасный цветок в мире. Он невидим, поскольку растет в сердце, но его аромат доно¬сится до окружающих. Цветок любви раскрывается в сердце, и его аромат разносится повсюду. Его аромат способен на¬полнить собой все бытие. Когда появляется человек, чье сердце превратилось в цветок любви, например Иисус или Будда, — все бытие благословенно.
Месяц четвертый, день шестнадцатый
Медитация — это состояние осознания без мыслей. В ка¬ком-то смысле, медитация негативна — она отбрасывает все твои мысли и создает в тебе состояние безмолвия. Это пре¬красное состояние, но ему чего-то недостает. Ему недостает поэзии, ему недостает музыки, ему недостает танца. Оно по-добно мертвой тишине — ни одна песня не возникает в нем.
Молитва — это сердце, полное любви, поэтому она пози¬тивна. Молитва может стать танцем, молитва может стать песней, молитва может стать праздником, но без медитации праздник молитвы остается поверхностным, суетным. Да, в молитве есть жизненность, но эта жизненность детская, не-зрелая.
Зрелость приходит к молитве через медитацию, радость наполняет медитацию через молитву. Центрация приходит через медитацию, танец приходит через молитву. Поистине благословен тот, кто может плясать и оставаться центриро¬ванным, тот, кто может стать центром циклона. Именно та¬ким я вижу санньясина — истинно религиозным человеком, целостным человеком.
Так что медитируйте и молитесь. Создавайте пустоту с помощью медитации и наполняйте ее любовью с помощью молитвы. Пусть пустота превратится в любовь, не знающую края.
Месяц четвертый, день семнадцатый