Радуйся тому, каков ты есть, тем более что ты не в со¬стоянии что-либо изменить. В тот миг, когда ты поймешь, в тот миг, когда ты примешь себя таким, каков ты есть, прои¬зойдет великое чудо: ты начнешь расти — ведь чувство вины исчезло и радость может войти в твою душу. Рост возможен лишь в атмосфере радости.
Вот почему я говорю, что смех является одним из главных религиозных качеств. Человек, неспособный смеяться, не может быть религиозным.
Когда ты поешь и танцуешь, исполненный радости, при¬нявший себя таким, каков ты есть, к тебе приходит мудрость. Ты — сама ясность, ничем не замутненная ясность, ты обре¬таешь способность проникать в суть вещей. Ты начинаешь понимать, что такое добро и что такое зло, что такое правда и что такое ложь. И, понимая это, ты уже не можешь поступать неправильно.
Все второстепенное исчезает из твоей жизни — в ней утверждается лишь главное.
Месяц второй, день восьмой
Танец становится настоящим, когда танцор растворяется в танце, когда танцор исчезает и остается только танец. Это и есть медитация, санньяса, экстаз и Бог.
Постепенно учись растворяться; Растворяйся в каждом действии, и твои действия станут танцем. Если ты соверша¬ешь утреннюю пробежку, растворяйся в беге, тогда не оста¬нется бегущего, останется только бег. Когда ты захвачен де¬лом, делателя не остается, остается делание. Это и есть танец.
В чем бы ты ни потерял себя — все это окажется танцем и санньясой. Постепенно танец станет твоей душой. Тогда Бог начнет искать тебя. Тебе не нужно будет никуда идти — од¬нажды Он сам постучится в твою дверь.
Месяц второй, день девятый
Не отделяй себя ни от чего: видишь розу — будь розой, видишь закат — исчезни в закате. Не будь безучастным, хо¬лодным, не оставайся зрителем — стань участником. Глядя на звездное небо, ты оказываешься его частью — его малень¬кой звездой. Прими же участие в этом танце!
Как по мне, это и есть религия — растворение себя в це¬лом. Так же как река исчезает в океане, ты исчезаешь в Боге.
Месяц второй, день десятый
Ты должен стать правителем своего внутреннего мира. Внутри каждого из нас находится царство — настоящее цар¬ство. И каждый из нас хочет стать в этом царстве царем. Но мы ищем не там, где нужно, — мы ищем снаружи. Ты можешь стать хозяином всей земли и все равно в глубине души будешь сознавать, что сделал что-то не то… Ты все такой же нищий, ты все такой же пустой. Ничто не исполнилось, и жизнь скользнула мимо рук, пока ты сгребал под себя мусор.
Мы все — рабы, притворяющиеся господами. Пока ты не одолел свое незнание, ты остаешься лжецом, рабом, играю¬щим во всевозможные игры притворства и самозванства: «Ах, я совсем не то, что вы обо мне думаете!» Но ты же знаешь, кто ты такой, и все остальные знают это — ведь каждый делает то же самое, что и ты.
Будь подлинным правителем. Внутренний мир не знает соперничества. У меня свое царство, у тебя — свое. Наши царства не сталкиваются и не пересекаются. Каждый человек обладает таким огромным внутренним миром… здесь немыс¬лимы ссоры, немыслимо соперничество.
Месяц второй, день одиннадцатый
Мудрец всегда царствен. Он может быть нищим, и все равно он — царь. Его царство — внутри. Он обладает неисто¬щимой сокровищницей. Он одолел незнание. Это и есть муд¬рость.