Вот почему в мире существует три сотни различных религий, а иначе откуда бы их столько взялось? Да и в каждой из этих религий есть по три тысячи течений и сект, больших и маленьких. Под именем религии предлагалось и предлагается масса бесполезного мусора. Ведь судить, что правда, а что — нет, очень трудно, а проповедники так красноречивы!..
Махавира часто говорил о семи адах. У него был один оппонент по вмени Макхали Госал. Когда ученики спросили его, знает ли он что-либо о семи адах, о которых говорит Махавира, тот ответил: “Махавира вообще ничего не знает! Существует семьсот адов”.
И что теперь делать? Кто из двоих говорит правду — Макхали или Махавира? Где истина?
Жизнь Макхали Госала сложилась именно так, как предупреждал Нанак. Всю свою жизнь Макхали проповедовал догмы, высосанные из пальца, а перед смертью раскаялся. Когда пришел его последний час, он весь дрожал от ужаса. Он созвал всех своих учеников и сказал им: “Все, что я вам говорил, было ложью. Когда я умру, то протащите мое тело по дороге, и скажите людям, чтобы плевали мне в лицо, потому что этот рот не произнес ничего, кроме вранья”.
Этому человеку не откажешь в отваге и, в конце концов, в честности в противном случае он, лгавший всю жизнь, скорее всего, так бы и умер, не решившись ни в чем признаться. И, вполне возможно, его последователи создали бы новую секту. Он был одним из самых ярых оппонентов Махавиры, хотя начинал как его ученик. Он был умен, быстро все схватывал, обладал ораторским даром; и вот, пробыв какое-то время учеником, он начал создавать свой собственный религиозный орден.
Прибыв в деревню, где остановился Макхали Госал, Махавира настоял на встрече с ним: “Когда-то он был моим учеником. Я хочу спросить его, зачем сейчас он занимается подобной ерундой”. Когда они встретились, то Макхали Госал притворился, будто в первый раз видит Махавиру. Лжецу никогда нельзя доверять. Махавира спросил: “Разве ты совсем забыл те годы, которые провел со мной?”
“Ты ошибаешься, — ответил Макхали. — Душа, бывшая с тобой, давно покинула это тело. Теперь в нем пребывает душа тиртханкары[15]. Да, я слышал, тело действительно было с тобой, но я не тот, кто был твоим учеником. Тот, кто был твоим учеником, давно умер. Так что, больше никогда не говори, что Макхали был твоим учеником”.
В ответ на это Махавира промолчал. Да и что он мог сказать такому человеку? Всю последующую жизнь у Макхали было много последователей и он был влиятельной фигурой. Но, в конечном счете, он все-таки поступил порядочно — ведь перед смертью он разоблачил собственную ложь.
Именно о таких случаях и предупреждал Нанак. Лже-проповедник осознает всю свою глупость, когда судьба бьет его наотмашь по лицу. Когда истекают последние минуты жизни, когда смерть стоит на пороге, — тут он и понимает, насколько бесполезна была вся та чепуха об аде и рае, которую он рассказывал… Рассказывал, не зная о них ничего. Всю жизнь он проплавал на бумажном кораблике, но вот бумага размокла, он тонет, но, увы, нет времени построить настоящее судно!