«Так что это было не так уж плохо, что я был голоден и влачил полуголодное существование. Нансен всегда выдавал питание для меня через окно. И речь идет не только о питании для моего тела; пищей служило также его внимание, его забота обо мне. Я никто, а он так заботился. Каждый день он помнил обо мне, и о том, что я буду стоять снаружи».
«Покинув свой обеденный стол, он подходил и выдавал мне пищу, но никогда не спрашивал: «Почему ты продолжаешь стоять снаружи?» -- поскольку одно из основных правил дзен гласит: не вмешивайся в чью-либо жизнь. У каждого имеется территориальный императив, определенная область. Не входи туда; речь идет о достоинстве человека, о его гордости. Оставь это для его интеллекта».
«И он давал мне не только поесть, он давал мне духовную пищу. Это не было плохо. Ошо. Не пойми меня неправильно, и не пойми неправильно моего наставника Нансена».
В другой раз Якусан возвращался в храм с вязанкой дров, когда монах спросил его: «Где ты был?»
Якусан ответил: «Я принес дрова»
Монах же, указав на меч Якусана, сказал: «3mo издает звук «тэп-тэп».
Поскольку он нес дрова, а меч висел на поясе, меч мог стучать по дереву и издавать звук «тэп-тэп».
Монах сказал: «Что это такое, что издает звук «тэп-тэп»?»
Тут Мастер освободил меч и принял стойку воина.
Он стоял как воин.
Что же хотел Якусан показать монаху?.
Во-первых, монах спросил: «Где ты был?» Он не ответил на этот вопрос, поскольку прошлое есть прошлое, будущее есть будущее.
Они не имеют отношения к дзен. Дзен имеет дело с настоящим моментом. Вы можете спросить о прошлом, но вы не можете отвлечь мастера от настоящего. Поэтому он не ответил, где он был; наоборот, он просто сказал: «Я добыл дрова. В настоящий момент, сейчас, ты видишь дрова и можешь понять, где я должен был быть, собирая дрова. Но об этом не было сказано. Это относится к прошлому. Я просто покажу тебе настоящее. А настоящее предполагает прошлое, и в малой степени оно предполагает будущее, но ничего не может быть сказано об этом. То, что ушло -- ушло, а то, что еще не пришло -- еще не пришло».
Мы живем только в данный момент. И это исключительно наше время. Никогда не знаешь, что может произойти в следующий момент.
Три дня тому назад канадский саньясин, пробывший здесь всего лишь три дня, медитировал. И перед медитацией он выразил желание: «Я хочу стать саньясином в этот вечер». В процессе медитации он умер. Этот вечер никогда не наступил.
В течение двух с половиной часов люди думали, что он медитирует. Но когда обратили внимание на то, что он совершенно не шевелится, подошли к нему и обнаружили, что он мертв. По моему мнению, поскольку он намеревался стать саньясином в этот вечер, этого достаточно. Он стал саньясином.
Саньяса не является чем-то беспорядочным, это нечто, что поднимается в вас как побуждение, глубокое сильное желание. И он умер в процессе медитации -- может ли быть лучший ритуал вступления? Он умер как саньясин. В полной тишине, в абсолютном покое, он исчез в запредельном.
Дзен не говорит о прошлом и будущем. Вся его направленность заключена здесь и сейчас. Я люблю рассказывать маленькую историю ...
Большой защитник атеизма написал в своей гостиной на стене большими буквами: БОГА НЕТ (GOD IS NOWHERE). Конечно, каждый, кто приходил к нему, должен был прочитать это, написанное огромными буквами.