Не знаю, насколько достоверна однажды услышанная мной история об одной газете, которая постоянно публиковала статьи, порочащие и осуждающие Ричарда Никсона. Ричард Никсон обратился к издателю с вопросом: “Что вы делаете? Вы распространяете клеветнические слухи обо мне и прекрасно это знаете!” Издатель сказал: “Да, мы знаем, что распространяем ложные слухи, но, если мы начнем распространять о вас правду, вам будет еще хуже”.
Итак, если кто-то о вас что-то сказал, это может быть неправдой, но взгляните на это по-другому. Если он говорит правду, это может быть хуже для вас. Возможно, все сказанное им имеет к вам самое непосредственное отношение. Но если вы сконцентрируетесь, вы сможете взглянуть на себя беспристрастно.
Патанджали говорит, что абхьяша, внутренняя тренировка — то попытка самоутвердиться. Прежде чем перейти к действиям, действиям любого рода, погрузитесь в самого себя. Сначала — хотя бы на мгновение — напрягите свою волю, и вы начнете действовать по-другому. Вы уже не сможете действовать старым, бессознательным способом. Это будет новый, живой отклик. Предпринимая то или иное действие, или совершая тот или иной поступок, сконцентрируйтесь, ибо все, что вы делали до сегодняшнего дня, было механическими действиями робота. И вы продолжаете механически выполнять их в непрерывно повторяющемся цикле.
Если вы начнете фиксировать происходящие события в дневнике — с утра до вечера, на протяжении тридцати дней подряд, вы откроете для себя модель своего поведения. Вы двигаете как машина, вы не человек. Ваши реакции мертвы. Все, что вы делаете, предсказуемо. Подвергнув глубокому анализу содержание дневника, вы сможете расшифровать модель своего поведения. Скажем, по понедельникам, каждый понедельник, вы бываете недовольными и раздражительными. По воскресеньям вас начинают преследовать мысли о сексе; по субботам заметнее проявляется склонность к конфликтам. Или, скажем, если утром вы встаете в хорошем расположении духа, днем ваше настроение, как правило, падает, а к вечеру вы можете ожесточиться против целого мира. Теперь вы отчетливо видите модель. Вы видите, как действует модель, и отмечаете, что работаете как робот. А быть роботом значит страдать. Вы должны быть не механическим роботом, а сознательным человеком.
Гурджиев говорил: “Человек — это машина, и ничто другое”. Вы становитесь человеком, обретая сознательность. И то постоянное усилие самоутвердиться сделает вас сознательным, сделает вас не механическим, сделает вас непредсказуемым, сделает вас свободным. И если теперь кто-то оскорбит вас, вы рассмеетесь, хотя никогда не смеялись до этого. Теперь человек, который оскорбит вас, может вызвать у вас чувство любви, не испытанное прежде. К человеку, который теперь оскорбит вас, вы можете проникнуться благодарностью. Рождается новое чувство. Теперь вы создаете сознательное существо внутри себя самого.
Вначале вы предпринимаете действие, ибо действие означает движение на поверхность, движение за пределы, движение по направлению к другим, бегство от самого себя. Каждое действие — это бегство от самого себя. Прежде чем бежать, взгляните, потрогайте, копните внутри себя.
Каждому мгновению должно предшествовать мгновение медитации: это то, что мы называем абхьяша. Каждому действию должно предшествовать продолжительное молчание, уход в себя, погружение в себя с закрытыми глазами.