А.:Подход биолога к сознанию очень неуверен. Когда он говорит, что существует жизненная энергия, то не утверждает этого с той же точностью, как в случае других видов энергии. Налицо признание факта, что антиэнтропическое движение есть нечто непознанное, не поддающееся определению. И после того, как мы сказали, что существует «другое», это «другое» продолжает оставаться неизвестным.
Д.:Одно является несомненным: жизненная энергия движется не в том направлении, в каком движется энтропическая.
А.:Примем поток жизненной энергии за нечто неизвестное. Мы не в состоянии ею манипулировать. В той мере, в какой человек сознает в себе весь эволюционный процесс, он ощущает в себе сознание.
П.:По-моему, мы движемся по кругу. Наблюдению доступно следующее: человек рождается, живет и умирает. В нашем сознании обнаруживается феномен циклического движения начала и конца энергии. В нем проявляется глубинная основа ее структуры: некая вещь появляется и исчезает, существуют два проявления энергии. Есть ли такая энергия, которая не имеет отношения к возникновению и разрушению?
Кришнамурти:Согласны ли мы с тем, что энергия имеет начало и конец?
Ф.:Индивиды могут иметь начало и конец, но жизнь их не имеет. Она творит.
Кришнамурти:Не вводите пока в проблему индивида. Существует движение энергии, которое является механическим, которое поддается измерению, которое может прийти к концу. Существует так же жизненная энергия, которой мы не в состоянии манипулировать; она продолжается бесконечно. Мы видим, что в одном случае происходит распад энергии, а в другом такого распада нет.
Ф.:Я не вижу этого другого случая.
Кришнамурти:Хорошо. Давайте рассмотрим движение энергии, которое достигает вершины и приходит в упадок. Существует ли какая-то другая форма энергии, которая не может прийти к концу, которая не имеет родства с той энергией, что начинается, продолжается и увядает?
Ф.:Существует ли какая-то форма энергии, которая не подвержена распаду?
Кришнамурти:Ну, а как мы будем выяснять это? Я понял. Что это за энергия, которая поддается разрушению?
Ф.:Вы не можете ответить на вопрос, что является причиной энергии.
Кришнамурти:Что это за энергия, которая поддается разрушению? Я не спрашиваю, что является причиной энергии.
П.:Разрушается материальная энергия. Почему? Из-за трения?
Д.:Или из-за давления?
Кришнамурти:Существует ли какая-то иная форма энергии, которая не доступна разрушению? Мы разрушаемся из-за трения. Есть ли какая-то иная форма, которая не разрушается?
П.:Она не только разрушается, она и есть трение. Я утверждаю это. Давайте проведем исследование. Сама ее природа — это трение.
Ф.:Нет, я не понимаю вашего метода. Фактически существует энергия, которая преодолевает трение, и существует энергия, которая рассеивается в трении.
П.:Вы говорите, что существует некая энергия, которая разрушается в результате трения. Я говорю, что сама ее природа есть трение. Все то движение, которое мы называем энергией, само по себе есть трение. Докажите, что это не так.
Ф.:Что такое трение?
П.:Трение есть противоречие, сопротивление.
Ф.:Зачем отождествлять энергию с сопротивлением?
П.:Мы говорим, что природа того, что мы называем энергией, есть трение.
Д.:Энергия есть способность, биологическая способность преодолевать сопротивление, но в этом процессе она рассеивается.
Кришнамурти:Как в механизме.
П.:Следовательно, оно проявляется как трение.