Даже малая толика вышеприведенных историй способна навести на размышления о вышеописанном явлении и заставить строить различные гипотезы. Наиболее логичной среди них, причем не зря, окажется идея параллельных пространств. В науке критерием значительности открытия служит степень его безумства. Нет, далеко не всякая безумная гипотеза оказывается гениальной. Почти полвека назад появился человек, перевернувший с ног на голову многие догмы физики. Квантовая механика Хью Эверетта переворачивает все представления о Вселенной. Кому нужна такая революция? Недаром в квантовой механике, которая сама по себе настолько сложна, что большинству студентов кажется сумасшествием, теория Эвереста считается одним из самых немыслимых построений. У теории Эверетта больше оппонентов, чем союзников, но за 45 лет ошибку найти никому так и не удалось. Хотя анализировали эту теорию такие светила науки, как де Витт, Пригожий, Шкловский, Гинзбург. Первыми рецензентами стали учитель Эверетта Джон Уилер и нобелевский лауреат Нильс Бор, к которому молодой ученый ездил в Копенгаген. Уилер даже как-то поставил Эверетта в один ряд с Ньютоном и Эйнштейном. Вот что говорят справочные материалы:
В 1957 году молодой физик Хью Эверетт защитил докторскую диссертацию в Принстонском университете, споры вокруг которой то замолкают, то разгораются с новой силой. Чем так озадачивает диссертация Эверетта физиков? В чем суть теории? В классической механике считается, что события протекают независимо от наблюдателя. Создатель теории относительности — Эйнштейн — внес поправку на скорость наблюдателя. Эверетт пошел дальше. С помощью хитрых математических исчислений он доказывает, что наблюдение за любым объектом является взаимодействием, которое меняет состояние и объекта, и наблюдателя. То есть все связано со всем, хотя связи могут быть разными. Наблюдатель — это, конечно, не только человек, но и любая механическая или электронная система, которая обрабатывает результаты. С подобной точки зрения даже Бог, если он часть Вселенной, есть простой наблюдатель.
Эверетт выдвинул гипотезу для объяснения некоторых экстравагантных свойств квантового мира — например, того факта, что элементарная частица может, теоретически говоря, находиться сразу во многих местах пространства (с разной вероятностью в каждом из них), меж тем как измерение обнаруживает ее только в каком-то одном. В то время как Бор и другие представители так называемой копенгагенской школы утверждали, что в момент измерения частица «мгновенно стягивается» в это место благодаря воздействию измерительного прибора, Эверетт высказал мысль, что каждая элементарная частица является в действительности совокупностью множества идентичных частиц — сегодня мы бы сказали «клонов» — в том смысле, что она одновременно принадлежит множеству параллельных вселенных, в каждой из которых находится на каком-то из мест; а в момент измерения, то есть фиксации частицы в данном месте, воздействие измерительного прибора «выделяет» из всего этого множества вселенных, то есть делает реальной, какую-то одну, в которой исследуемая частица обнаруживается там, где она именно в этой Вселенной. Конечно, мысль о множестве параллельных вселенных может показаться чересчур фантастичной. Напомним, однако, что толкование «копенгаген-цев» фантастично почти в той же мере, хотя и в ином роде. Ведь оно предполагает, что на каком бы расстоянии ни находились возможные места расположения частицы, все равно в момент измерения, обнаруживающего ее в одном определенном месте, она стягивается к этому месту «мгновенно», то есть в случае очень больших расстояний со скоростью, превосходящей скорость света. А поскольку скорость света, как самая большая в природе, определяет последовательность причин и следствий, то возможность ее превышения делает возможными ситуации, когда следствия будут происходить раньше своих причин!