От чего может зависеть, что «тысяча примеров» (= косвенных доказательств) на чаше весов в одном случае весит очень много, а в другом — не перевешивает даже пушинки? В этом ли высшая научная справедливость?
Конечно, я задумывался, откуда берется такая выборочная справедливость. Каждый человек появляется на свет со своеобразным компьютером, мозгом. С первого дня там сосредоточены чувственное восприятие и волевые действия. Блоки памяти и нервноэлектрические переключательные элементы объединены в 14 миллиардах клеток серого вещества коры больших полушарий мозга. Там хранится и обрабатывается информация. Уже младенцу в колыбели они передают через рецепторы: это горячее, холодное, влажное, сухое, ароматное, вонючее, черное, белое, разноцветное. Потом идут целенаправленные, особые посылы от родителей, учителей и священников: ты можешь делать это, а вон это — нельзя, это неправильно. И однажды, руководствуясь накопленными знаниями, человек начинает логически рассуждать и поступать самостоятельно. Он знает, что вызывает любовь и ненависть, радость и боль, желание и нежелание.
Физиолог Лондонского университета, профессор Дж. Кемпбелл, посетивший институт Макса Планка в Германии и Коллеж де Франс в Париже, установил, что человеческий мозг всегда и в каждом случае стремится к достижению удовольствия, а значит, он на это запрограммирован. При этом Кемпбелл имеет в виду не только сексуальное удовольствие. Например, удовольствие достигается профессиональным успехом, как и общественным признанием за особые достижения, а досада, неуверенность и посягательства как на духовную, так и на материальную собственность вызывают чувство неудовольствия.
Если помнить об этом, по-человечески становится понятным, что ученого, занимавшегося изучением специального предмета, охватывает чувство неудовольствия, когда начинают копаться в результатах его длительной кропотливой работы. Хорошо поставленным голосом он с кафедры излагал свои знания — чистое удовольствие, каждый день новое, прекрасное. А потом, о ужас, кто-то начинает расшатывать с таким трудом построенную мыслительную систему. Ученый, к сожалению, тоже не может избавиться от возникающего чувства неудовольствия. Этим замечанием я вовсе не желаю задеть нравственную чистоту никого из ученых, а лишь хочу приобщить их как сограждан к вполне человеческим слабостям.
Иногда я думаю, почему бы во всезнающие компьютеры не ввести указания времени из древних преданий — мифов, легенд, а также религиозных трактатов. Возможно, из соотношения между указанными в преданиях годами жизни богов и годами жизни людей удалось бы вычислить скорости космических кораблей древности и тем самым — расстояние между обитаемыми «мирами богов»?
Я уже давно ищу точные цифровые материалы, которые можно было бы ввести в компьютерные программы. Кое-что я обнаружил во французском переводе древних загадочных книг«Канджур»и«Танджур».Этот перевод датирован 1883 годом. Краткое описание данных книг: