Оболочка, в которой было сокрыто нечто жизнеспособное, находилась в безвоздушном пространстве, где «не было неба». Из этой оболочки «под действием жара струйной силы» родилось «нечто». Образ как шифр. Яйцо как описание неопознанного летающего объекта.
Сущности мифов во многом явно сходны, но всегда совпадают в стремлении изобразить нечто невиданное.
Этот миф записал испанский хронист Петро Симон, основываясь на устных рассказах индейцев чибча, живущих на плоскогорье на востоке Колумбии:
«Была ночь. Часть мира уже существовала. Свет был заперт в большом «доме, в котором жило Нечто», и появлялся оттуда.
Этот «дом, в котором жило Нечто», хранил свет, чтобы он выходил. В сиянии света начали появляться вещи…»
Яйцо, о котором идет речь в мифах, следует понимать как символ, ибо из него снова и снова выползает, выходит или появляется жизнь, причем в большинстве случаев в виде неожиданного взрыва.
Если толкование мифов о яйце не исполнялось по спецзаказу для конкретной цели, у них с самого начала была хрупкая оболочка. Однако из золотого, совсем не хрупкого яйца появился праотец мира («Танджур») — в «необычном» яйце была упакована молния; это яйцо треснуло, и их него вышли все «видимые вещи» (народ пангве) — яйцо мира с Мастером Трона на борту бороздило пространство и время («Книга мертвых»); в сопровождении силы раскаленной струи появилась «оболочка», и из нее вышли боги («Ригведа»). Очевидно, индейскому рассказчику не пришло в голову понятное сравнение для предмета, появившегося с неба, и он рассказал о «доме, в котором жило Нечто».
Когда в мифах говорится о преодолении тьмы, то считают, что имеется в виду тьма, окружающая яйцо в материнском лоне. Такой нарочито благочестивый миф не проходит, поскольку тьма, в которой движется яйцо мира, определена точно: речь всегда идет о тьме миллионов лет, она всегда была до начала времен, в ней не было ни бытия, ни небытия, она царила до часа «Ч» возникновения всего.
Потрясает богатство фантазии, с которой описывается невообразимое! В «Танджуре» восхищает, как мыслится мельчайшая часть элементов, атом:
«Учение гласит, что восемь атомов образуют кончик волоса. Зная этот размер, приходят к тезису, что кончик волоса равен восьми гнидам [яйцам вшей]. Восемь гнид составляют вошь, а восемь вшей считаются ячменным зерном».
Естественно, восьми атомов для кончика волоса недостаточно, но я считаю гениальным, как рассказчик описал своим слушателям мельчайшие объекты. И восемь вшей уже дают одно ячменное зерно. Атом в своей малости стал «мыслим». Не надо искать прибежища в символах, не нужно сочинять комментарии, не нужно объяснять, что «имеется в виду». Реальность как твердая суть четко видна. Мне вспоминается раввин, у которого один из верующих попросил совета. «Рассказывай!» — велел раввин и выслушал обстоятельства дела. Когда верующий хотел что-то пояснить, раввин останавливал его: «Перестань! Если ты вынужден объяснять, твое дело уже дрянь!» — Реплика относится и к авторам примечаний!
В Тибете существует множество мифов.