Даже такой великий мыслитель, как Герберт Спенсер, говорит иногда о "Непознаваемом" в терминах, свидетельствующих о губительном влиянии материалистической мысли, которая, подобно мертвящему Сирокко, сожгла и иссушила все ходячие онтологические теории.
Например, когда он называет "Первопричину", "Непознаваемое", "силою, проявляющейся посредством феноменов", и "беспредельной, вечной энергией", становится ясно, что он понял лишь физический аспект Тайны Бытия - лишь энергию Космической Субстанции. Совечный аспект Единой Реальности, Космическая Мыслеоснова (Идеация) совершенно не принята в соображение, что же касается до ее Нумена, то он видимо и не существует в уме великого мыслителя. Несомненно, такая односторонность при разрешении проблемы в значительной мере обязана губительному методу Запада подчинять сознание материи или же рассматривать его, как "побочный продукт" молекулярного движения.
С первых времен Четвертой Расы, когда поклонялись только Духу, и тайна была явлена, и вплоть до последних дней расцвета греческого искусства, на заре христианства, одни лишь эллины дерзнули открыто воздвигнуть алтарь "Неведомому Богу". Какое бы представление ни возникло в глубоком уме Ап. Павла. когда он об'явил афинянам, что этот "Неведомый", которого они почитали в неведении, и есть истинный Бог, проповедуемый им - это Божество не было ни "Иеговою", ни "Творцом мира и всего сущего". Ибо не "Бог Израилев", но "Непознаваемый" древних и современных пантеистов "пребывает в нерукотворных храмах"").
) Деяния, XVII, 23, 24.