Люди, побывавшие в длительных садомазохистских союзах, обычно не могут построить нормальные отношения. Им понятны только две ролевые установки — «жертва» и «палач». И когда с «палачом» не получилось, Нина безропотно вернулась к уже привычной ей роли «жертвы». Она принялась неумеренно угождать Роману, носилась с ним как нянька, ревновала, и делала много ненужных вещей, портивших их любовь.
Садо-мазо отношения очень опасны и для «жертвы», и для ее мучителя. Во-первых, потому, что ни один из участников этой игры не может вовремя остановиться. «Жертва» считает, что чем больше она прощает, тем больше у нее шансов исправить мучителя. И каждый шаг на тропе унижений кажется последним, — так добрыми намерениями выстлана дорога в ад. Мучитель же ищет все более изощренные способы, которые бы могли усилить его влияние на «жертву» и добавить остроты ощущениям.
Не стоит думать, что речь идет о физических пытках, красочно описанных пресловутым маркизом де Садом. Сначала в ход идут мелкие уколы, такие, например, когда один из партнеров вдруг перестает отвечать на звонки и временно исчезает с горизонта. Или невинные, казалось бы, игры, когда один партнер не звонит вовремя и делает это совершенно сознательно. Второй мучается, поначалу ничего не понимает, начинает брать инициативу на себя и все время сталкивается с непоследовательным поведением своей пассии. Дальше — больше: «мучитель» входит во вкус и начинает играть роль этакого «пожирателя (-ницу) сердец», и жертва испытывает на собственной шкуре все муки ревности. Вариантов такого поведения может быть предостаточно, и в их основе лежит четкое желание одного партнера манипулировать другим.
Конец этих отношений всегда тяжел: в один прекрасный день «жертва» отдает все, остается полностью обесточенной и перестает интересовать своего «мучителя». И он начинает вести свои игры с другим, так сказать, более «свежим» партнером.
Оставленная «жертва» остается в крайне тяжелом положении — энергетически обобранная, растоптанная, с исковерканной психикой, где нет места другим людям и другим, радостным и светлым, эмоциям. Здесь уже требуется вмешательство хорошего психотерапевта и много, много времени, чтобы все забыть и начать жить сначала. Иногда это удается, а иногда — нет.
Есть и другой вариант: «жертва» в один прекрасный день понимает, что дальше так нельзя, и бросает своего «мучителя». А он, уже привыкший получать свою порцию энергии, остается без подпитки и начинает прилагать усилия, дабы вернуть непокорного партнера, не замечая, что невольно сам превращается в «жертву». Ситуация меняется — «палач» становится «жертвой», а бывшая «жертва» с удовольствием осваивает роль «мучителя».
В конечном счете эта жестокая игра оборачивается против самих ее участников — шаг за шагом она уничтожает любовь, оставляя только боль и разочарование. Поэтому никогда не поддавайтесь желанию использовать слабости партнера и на корню пресекайте любые попытки манипуляций с его стороны. Страдания близкого человека не могут приносить радости, если в отношениях есть хотя бы искра любви.