Такое убранство могил отчетливо свидетельствует о заупокойном культе. Вероятно, фатьяновцы верили в реинкарнацию, в то, что они вновь смогут родиться на этой земле. Облегчить новое рождение должна была особая ритуализированная поза эмбриона, в которую укладывали покойного. В Чувашии кроме могильников были обнаружены и укрепленные городища. Аналогичные городища найдены у родственников фатьяновцев в Швеции, Чехословакии, Германии, Польше, Дании и Прибалтике. Всю эту обширную местность, занимаемую пришельцами, специалисты объединяют в мегакультуру «боевых топоров». Аналогичные топоры обнаружены и в различных частях Европы.
Фатьяновцы верили в лучшую долю: их повседневная утварь изготовлена довольно грубо, а вот предметы заупокойного культа выглядят новыми, с тщательной отделкой. Помимо могильников в Европе найдены обширные поселения с наземными домами легкого типа, загонами для скота и амбарами. По большей части их сооружали из жердей и кольев, переплетенных ветками и обмазанных глинами. Получался знакомый нам плетень и мазанки, кои можно встретить и сегодня в южных областях России, Украины, Молдавии.
На вопрос, поставленный в начале этой главы: были ли фатьяновцы арийцами? — мы не можем ответить определенно. Детали заупокойного культа указывают на некоторое родство с арийцами, появившимися в Индии и Иране. Лица пришлых фатьяновцев, еще не вступивших в брачные отношения с местным населением лесной зоны Европы, весьма напоминают лица индоевропейцев. Однако сам факт наличия метисных типов, скрещивания между пришельцами и автохтонным населением Европы указывает на то, что у фатьяновцев вряд ли были кастовые ограничения, которые мы видим в ярком своем проявлении у индоариев. Хотя, конечно, если сказать наверняка, то кто его знает… дело давнее.
Афанасьевцы и андроновцы — арийцы?
Примерно в то самое время, когда степные жители фатьновцы очутились в лесах Восточной Европы, за тысячу километров от них, в евразийской степной зоне на юге Сибири, обитали высокие, статные европеоиды. О них впервые стало известно, когда в 1920 году под горой Афанасьевская на реке Енисей С.А. Теплоухов обнаружил группу могил. Эти могилы представляли собой плоские, выложенные камнем круглые площадки от 2 до 7 метров. Что само по себе, очевидно, указывало на культ Солнца, распространенный у этих племен. Чаще всего скелеты лежали позе эмбриона, в скорченном положении, примерно так, как это наблюдалось в фатьяновских захоронениях. Скелеты были обильно посыпаны кровавиком, красный цвет которого являлся дополнительным подтверждением культа Солнца и, возможно, символизировал материнскую утробу, в которую предстояло войти душе покойного.
Впоследствии выяснилось, что афанасьевские могильники разбросаны в среднем течении Енисея и в горах Алтая (река Катунь). Вот что пишет по поводу убранства могил Герасимов: «В могилах часто удавалось обнаруживать глиняные светильники, курильницы, их формы чрезвычайно близки формам светильников катакомбной культуры волжских степей и Северного Кавказа». Аналогичные светильники были обнаружены и в могилах в степном Крыму. Вероятно, эти светильники клали зажженными в могилы. Делали это не просто так. Душа покойника должна была взять в руки светильник и отыскать дорогу на тот свет, ведь блуждать без огня по незнакомой местности было делом опасным. Кроме того, светильник, положенный в могилу, и сам по себе являлся свидетельством культа огня, развитого у афанасьевцев. В могилах находили кости домашних животных: коров, овец, лошадей. Это также свидетельствовало о развитом заупокойном культе. С собой на тот свет брали и живность.