Проникновение солнечного света в гробницу должно было обеспечивать специальное окошко. Подобные отверстия обнаружены в мальтийских подземных храмах. Луч света падал на алтарь этих храмов в определенные дни. С другой стороны, аллея менгиров, обозначавшая узкий проход и ориентированная с востока на запад, а также округлый кромлех должны были символизировать половые пути и чрево Матери-Земли, оплодотворение которой свершается в дни зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия. Солнечный свет, таким образом, являлся синонимом солнечного божества, возрождающего души умерших к новой жизни. Именно поэтому ворота кладбищ ориентированы обычно на восток — откуда восходит солнце. Если ворота погостов ассоциируются с входом в утробу Матери-Земли, то сами погосты с ее утробой.
Танцы на могилах аналогичны танадве Шивы. Они были призваны возродить души умерших к новой жизни. Так, иезуиты, проповедовавшие в Литве в XVII–XVIII веках, сообщали, что местные жители — жмудь, несмотря на все их старания, продолжают поклоняться Жемине — Матери-Земле, которую считают «владычицей мертвых» и одновременно называют «цветущей, пробуждающей к новой жизни». На Балканах, в Сибири, в Крыму, на Кавказе и в других местах, как отмечают историки, в эпоху бронзы были распространены не только «танцы на могилах», но и эротические оргии, сопровождаемые надеванием ритуальных масок умерших. Очевидно, наши далекие пращуры были убеждены, что, надев личину мертвеца и совершая коитус в таком виде, они возрождают из мира мертвых души своих предков.
Сам умерший, помещенный в гробницу, ассоциировался с семенем, попавшим в лоно Матери-Земли. И далеко не случайно, что рядом с умершими археологи находят «круглых идолов», символизирующих фаллос божества, а над могилой возводили фаллические стелы.
Некоторые историки отождествляют гробницы и менгиры с антропоморфным гермафродитом, принесенным в жертву богами. Как мы помним, согласно древним мифологемам, земля была изготовлена из тела божественного андрогина Имира, Паньгу, Пуруши. Пробудить к жизни это существо способен солнечный свет, воспринимаемый как ипостась небесного огня, а также животворная влага, льющаяся с небес.
Культура мегалитов связана с культом Божественной Девы
Менгиры и антропоморфные стелы распространены практически на всем огромном пространстве Евразии. Они до сих пор удивляют туристов и путешественников в Европе, Крыму, на Кавказе и в Сибири. Однако неправильно было бы считать все мегалитические сооружения гробницами. Могильники и склепы встречаются, конечно, возле них, но обнаружено немало древних монументов, подле которых захоронений не найдено. Например, на всем протяжении аллей менгиров в Европе археологи находят следы жертвоприношений, но погребений под менгирами нет.
Зато нередко «аллеи» из огромных камней, вкопанных в землю, ведут к находящимся неподалеку мегалитическим гробницам и курганам. Можно привести примеры — знаменитые наземные храмы Мальты не являются склепами. Однако неподалеку от них расположены подземные святилища — гипогеи, полные человеческих останков. Так, в известном гипогее Халь Сафлиени, что расположен неподалеку от деревни Тарксиен, в подземных залах обнаружены кремированные останки около семи тысяч человек. Другое дело, что возникает вопрос — к какому времени относятся эти останки. Не исключено, что хоронить в гипогеях стали в более поздние времена.
В конце XIX века в науке утвердилось мнение, что строителей менгиров вдохновляли заупокойные комплексы Месопотамии, Египта, Малой Азии и Ханаана. Такое мнение продержалось до середины 1960-х годов. И только в 1963 году известный знаток мегалитов Глин Даниэл доказал, что мегалитические комплексы атлантической Европы намного старше средиземноморских. Данные радиоуглеродного анализа подтвердили правоту ученого.