По свидетельствам историков, еще в 3—2-м тысячелетиях до н. э. у скотоводческих кочевых племен Аравии отмечался весенний праздник Пасхи. В основе этого праздника лежала идея воскресения из мертвых. По всей видимости, среди кочевников было распространено поверье, что родоначальник племени, «выкупленный» у царя мертвых и рожденный в мире живых, явится тем самым спасителем всего народа, поправшим смерть. Явившийся в мир спаситель самим фактом своего воскресения попирал смерть и спасал от смерти своих потомков. Аналогичное толкование этого праздника мы видим и в культах Адониса, Осириса, Диониса и других божеств растительности и плодородия. Постепенно элемент «воскресения» занял главенствующее место и в христианском празднике Пасхи; при этом «Пасха страданий» превратилась в Страстную неделю.
Очевидно, нужно напомнить читателю тот факт, что христиане празднуют Пасху в первое воскресенье весеннего равноденствия и полнолуния. При этом подготовка к светлой Пасхе сопровождается освящением куличей, крашением яиц. Как писал археолог А. Щепинский в своей книге «Во тьме веков», изготовление сдобы, куличей, имеющих вытянутую фаллическую форму, а также крашение яиц имеет самое непосредственное отношение к древней языческой пасхе, которая сопровождалась эротическими плясками и действами вокруг фаллического камня, установленного на вершине священной горы. Древние пасхальные эротические обряды, проводимые в конце марта, были призваны обеспечить возрождение из небытия не только родоначальника-спасителя, но и всех умерших родственников.
Весьма интересно, что в 2010 году, впервые за 500 лет, день зимнего солнцестояния 22 декабря совпал с полнолунием и полным затмением луны. Надо думать, подобные совпадения не проходили незамеченными и в былые времена. Подобные дни считались особо священными. Об этом, в частности, свидетельствуют кромлехи — стоящие кругом каменные столбы-менгиры. Достаточно хорошо сохранился знаменитый кромлех Стонхенджа. Он четко ориентирован на точку солнечного восхода в день зимнего солнцестояния. Именно в этот день первый луч восходящего солнца, проходя между двумя рядами гранитных монолитов, падает на центральный камень главного жертвенника. Вокруг Стонхенджа найдено множество захоронений. Они ясно показывают на то, в чем заключалась главенствующая сакральная функция кромлеха. Наши пращуры верили, что души могут возродиться из царства смерти благодаря милости солнечного божества.
Весьма интересно, что именно на вершине кургана предки европейцев устанавливали омфал — солнечный камень, по греческому преданию упавший с неба и связанный с культом Аполлона. В свое время исследовательница Мария Гимбутас обратила внимание, что курган — это символ беременного живота Матери-Земли. «Захоронение в утробе, — писала Мария Гимбутас, — аналогично семени, брошенному в землю». С другой стороны, хорошо известна легенда о Хозяйке Медной горы, изложенная Бажовым. В недрах этой горы в заточении работает мастер Данила, создавая свой великолепный каменный цветок — символ бессмертия.
Как свидетельствуют археологи, обычно вход в мегалитические гробницы специально делался затруднительным. Туда можно было попасть, только согнувшись в три погибели, а то и по-пластунски; что и проделывали жрецы, проникая в гробницы во время сакральных церемоний. Узкий вход символизировал наружные половые органы Матери-Земли, а сама гробница ассоциировалась с чревом. С боков входа в гробницу обычно устанавливались две каменных плиты, отождествляемые с наружными половыми губами. Внутренняя часть гробницы обычно оформлялась в виде круглой или крестообразной просторной камеры.
Известно, что жрецы культа Осириса ежегодно во время разлива Нила извлекали на свет божий из священной гробницы статую Осириса. И этот ритуал должен был пробудить потенцию царя мертвых.