«Волком рядятся — шубу вывернут из овчины. Сперва приходит пастушка. Тут вбегает «волк». Схватит девку «овцу». Пастушка говорит: «Ой, овцу волк украл. Хорошая овца, породистая. С тем бараном гуляла, покрывши была». Здесь и суд судили».
В русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» волк как раз помогает «умыкнуть» Ивану-царевичу невесту из царства смерти. Очевидно, волк может быть сравним здесь с волхвом, освещающим свадебный обряд.
ЖАЖДА КРОВИ
Конечно, мне не хотелось бы «демонизировать» любимый русский народный сказочный персонаж — волка. Но все-таки нужно, наверное, сказать, что лично у меня эсэсовцы вызывают ассоциацию с волчьей стаей. Возможно, это происходит потому, что у эсэсовцев черная форма с нашивками, отсылающими нас к культу мертвых. Глава Черного ордена Гиммлер в этом случае может восприниматься как волкодлак — волкоглавый. Если эта моя ассоциация имеет право на жизнь, то ритуальное оборотничество древних воинов, таким образом, получило неожиданное и не совсем адекватное продолжение в новейшей германской истории.
Не могу ручаться, но, по-моему, Гитлер сказал, что снимает ответственность со своих солдат и предоставляет им свободу убивать без всякого разбора, как это делает хищный зверь. И в самом деле, древние воины перед боем проводили особый ритуал, благодаря чему разжигали в себе яростное начало. В бою они уподоблялись волкам, которые режут стадо овец, упоенные кровью. И действительно, волки, порой, вошедшие в раж, не могут остановиться и режут все стадо, гораздо более того, чем могут съесть.
Отголоски обрядов превращения в волка можно увидеть в средневековых европейских легендах. От рассказов о злодеяниях волков-оборотней стынет кровь. Оборотни, согласно этим легендам, превращались в волков только для того, чтобы удовлетворить свою иссушающую страсть — жажду крови.
СКРЕСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА И ОВЧАРКУ НЕВОЗМОЖНО
«Псы войны» сопровождают германского бога войны Одина. Аналогичное представление отмечено и в грузинской мифологии, а также в культе Марса. Мы можем подозревать, что и русский Ярила и белорусский Ярыло, украинский Ярило, судальский Ярун и балтийский Яровит некогда были богами войны, имели также при себе «псов войны». На это в частности указывает корень «яр» — довольно древний (яростный), связанный с военной функцией. Очевидно, в былые времена быть «ярым» воином было почетно. Военная доблесть ценилась более других заслуг. То, что фашисты позаимствовали из древней мифологии этот «волчий» или «песий» образ никак не компрометирует ни древнюю мифологию, ни уж тем более наших далеких пращуров. Кроме того, времена меняются — то, что было хорошо когда-то, недопустимо сегодня.
Однако фашисты слишком далеко зашли. Я где-то читал, что в нацистской Германии велись эксперименты по соединению человека и немецкой овчарки. Конечно, эти эксперименты не могли закончиться успешно — разница в наборе хромосом человека и собаки слишком велика, чтобы начал развиваться зародыш. Но сам факт проведения таких экспериментов (если он, конечно, имел место быть) говорит о многом.