Нужно знать условия, требуемые зароком, чтобы вынуть в эту ночь клады из земли. Без зарока клад не дается. Будешь рыть усерднее, будет тебе казаться, что вот-вот доберешься до клада, даже стукнет лезвие лопаты по кованой крышке сундука, но нет… в то же мгновение клад со страшным гулом проваливается в преисподнюю, из которой слышен гомерический хохот нечистой силы…
Даже если кому без дозволения и удается набрести на клад, то все равно унести его с собой нет никакой возможности. Едва дотронешься до злата, как во всем теле почувствуешь страшное расслабление — ни руки поднять, ни ногой ступить — словно руки-ноги перебиты.
А кто, взявши золото, выйдет из заговоренного подзeмелья, так будет все время кружить возле него, не в силу выйти на дорогу. Он так обессилет, что за благо почтет вернуться, все положить па прежнее место — где взял, и тогда с облегчением сможет он покинуть это место; и благодарен будет судьбе за спасение.
А в иной раз золотые сами промеж пальцев будут скакать, как живые. А земля при этом начнет смыкаться, железные двери затворяться. Человек почувствует опасность на веки под землей остаться. Все он положит, где взял и побежит оттуда, пока цел.
Если же не внемлет он грозным предостережениям, то покажутся ему видения страшные — начнут к нему приступать змеи огненные, раскрыв свои безобразные пасти, почует человек запах серы и гари и зловоние мертвяцкое… Поскачут к человеку черные собаки ужасные. Откроются подземелья и выйдут оттуда скелеты и чудища с криками: режь, бей, губи! В толпе мерзких существ покажется и сама матушка Смерть — дыша пламенем и щелкая зубами, вперит она в человека пустые глазницы и протянутся к нему тысячи костлявых рук в иступленном желании задушить его.
Около того самого места, где зарыто сокровище, бродит на страже дух его владельца, зарывшего его, а также духи-стражники.
КОГДА «ЦВЕТЕТ» КЛАД
Однако как только кончается действие зарока, клады сами поднимаются па поверхность и показываются путникам в виде блуждающих огоньков. Они могут обернуться то золотою веткою, то золотым петухом, то золотою наседкою с цыплятами, а также барашком, теленком, быком пли коровою, конем, свиньей или собакою, кошкою, а иногда и в человеческом образе. Это наиболее удобная пора, чтобы овладеть кладом. Нужно лишь ударить по нему наотмашь чем ни попадя — и клад рассыпется звонкою монетою.
По немецкому преданию, сокровище, зарытое в землю, приближается к поверхности каждый год на петушиный шаг. В назначенный срок сокровища сами являются на свет и ищут своего нового владельца. Один крестьянин рассказывал, как на лесной дороге внезапно появилась лошадь с золотистой шерстью. Она то забегала вперед, то оказывалась позади. Так продолжалось до тех пор пока крестьянин в сердцах не стукнул по этой лошади кнутом. В тот же миг волшебная лошадь рассыпалась целой грудой золотых монет…
Белорусы почитают владельца кладов Деда. Дзедка с горящими глазами, в нищем платье и сумой встречает путника и одаривает его золотыми, после чего бесследно исчезает.
На Украине рассказывают о старом деде Белуне, который, повстречавшись в лесу, просит утереть ему нос сопливый. Если сделать это, то старичок в тот же миг «рассыпится» золотом.
Не найденный клад, не давшийся в руки и не нашедший своего нового владельца, вновь возвращается в землю. Тогда говорят клад «оцвел».
РОВНО В ДВЕНАДЦАТЬ ЧАСОВ…