Возможно, есть и четвертые и пятые варианты ответа на вопрос о курице и яйце. Но все же в связи с тем, что курица и яйцо реально существуют, неплохо было бы определить, что из них первично. Возьмем для примера яйцо — человека — и попробуем, внимательно присмотревшись, определить, зачем это он (человек) решил появиться на свет и как ему удается появляться на Земле вновь и вновь. Современная биология развития уже много десятилетий бьется в попытках ответить на мучительный вопрос: почему на свет рождается человек? По всей видимости, объяснения предложенные Геккелем, кажутся современным биологам не в полной мере убедительными, их не устраивают ссылки на повторение стадий развития гипотетических предков. Однако подвижек в решении этого главного вопроса практически нет. Как развивается человек, мы уже знаем. Эмбриологи постадийно и поминутно расписали преобразования, происходящие с эмбрионом от самых первых мгновений оплодотворения и до появления новорожденного. Есть надежда, что, осмыслив все превращения эмбриона в утробе, мы сможем ответить на массу вопросов. Почему развитие протекает именно так, а не иначе? Почему из одной оплодотворенной клетки возникает все многообразие клеток, которые составят в дальнейшем нервную, мышечную, костную, соединительную и другие ткани? Что направляет ход развития? Почему от человека рождается человек, а не обезьяна?
Глядя на вареное куриное яйцо, мы задаемся вопросом: есть или не есть? Конечно, есть! Зачем же мы тогда варили это яйцо? Но все же нелишне задуматься о том, что, не будь мы так прожорливы и несправедливы к несушкам, превратившимся в производящие яйца машины, то из яйца, лежащего перед нами, вероятно, за 21 день курица высидела бы цыпленка. Много тысяч лет назад люди размышляли над тем, как из однородной массы белка и желтка после насиживания на свет появляется желторотое чудо. Гиппократ, «крестный отец» современной медицины, полагал, что в яйце уже сидит «готовый» цыпленок, просто он столь мал, что, разбив яйцо, человек не в силах его разглядеть. Древнегреческий философ Анаксагор говорил, что в семени человека уже содержится готовый человек, потому от человека родится человек, а не свинья. В то время, как в семени свиньи находится маленькая свинка, оттого и родится от свиньи свинья, а не человек. Разделял эти взгляды и римский ученый Сенека.
В XVII веке теория эта получила второе дыхание по причине развития оптической техники. Изобретатель первого микроскопа А. Левенгук разглядел под его линзами в сперме человека живчики. Он решил, что они очень похожи на маленького человека. Живчиков назвали анималькулями — этакими зверьками, обитающими в семени. Немецкий философ Лейбниц считал, что путем изучения роста этого маленького человечка можно объяснить появление взрослого человека. Средневековые ученые полагали, что зародыши человеческие содержатся не в сперматозоидах, а в яйцеклетках женщины. Ян Сваммердам, препарируя под увеличительной техникой куколки бабочек, обнаружил в них нормальных бабочек со сложенными крыльями и ножками. Ученый Галлер говорил, что яичник прародительницы должен вмещать в себя не только дочь, но и внучку, правнучку, праправнучку и т. д., а в яичниках библейской Евы предсуществовало не менее 200 млрд. зародышей всех будущих людей. Таким образом, окончательно оформилась теория вложенных друг в друга зародышей (преформизм).
На заре научных изысканий в нашей цивилизации была популярна и другая теория, с развитием естествознания нашедшая себе многочисленных сторонников. Еще древнегреческий философ Платон, объясняя парадокс зарождения человека, утверждал, что его развитием из невидимого глазу семени руководит божественная идея Человека, которая направляет этот процесс в нужную сторону. Сама идея Человека пребывает в ином, нематериальном мире идей (эйдосов) вкупе с другими идеями, которые нетленны и живут вечно. Аристотель, ученик Платона, развивая это утверждение, назвал его конечной причиной или целью (энтелехией). Благодаря конечной цели — идее петуха или курицы — из яйца появляется цыпленок.