Только в 70-е гг. сотрудники лаборатории генетической психофизиологии АПН СССР, используя картотеку закрытого института, отыскали многих разлучённых и уже далеко не молодых близнецов. Многие из этих людей и не подозревали, что у них есть близнец. Сотрудники лаборатории пропустили через себя свыше 400 пар близнецов, у которых исследовали психические функции, к примеру, с помощью энцефалографа, показывающего, как работает мозг. Испытуемым, обвешанным датчиками, предлагали решать различные задачи, сложные и не очень. Обычно ответы мозга на внешнее воздействие — сугубо индивидуальная вещь. Один мозг «устал», другой что-то забыл, третий нуждается во внешнем стимуле. Результаты поразили самих сотрудников лаборатории. Перед ними лежало множество электроэнцефалограмм. Сходство кривых однояйцевых двойняшек прямо-таки ошеломляло. Словно записывали одного и того же человека. Причем во время экспериментов выявилась совсем невероятная вещь: сходство электроэнцефалограмм было больше у пожилых близнецов, некоторые из которых и в глаза друг друга не видели, чем у близнецов молодых. Вся жизнь прошла в разных условиях и с разными людьми, а психическое сходство у близняшек от этого только усилилось. Невероятная вещь! Если бы не данные самописцев, бесстрастно фиксирующие биотоки мозга. Были годы и десятилетия, проведенные в самых разных условиях, и географических, и социальных, но люди эти обладали удивительным сходством психики, темперамента и одинаковым мышлением.
Выходит, и у каждого из нас темп умственной деятельности и склад характера — нечто, данное свыше и заложенное изначально в каждом из нас? Похоже на то, что Гальтон был прав в том, что индивидуальное человеческое «Я» определяется исключительно генетическими факторами. Чего же стоит наука, если ее основные постулаты легко опровергаются фактами наличия близнецов?! Недаром во все века близнецов боялись и смотрели на них с подозрением. Какую мину они заложили под здание современной науки! Выходит, Гельвеции напрасно увещевал: «То, чем мы являемся, создано воспитанием: большинство людей должны приписывать посредственность своего разума не убедительной причине собственного несовершенства, а воспитанию и обстоятельствам». А возьмите расхожую фразу: «Обстоятельства выше нас». И она тоже не права? Кто же тогда прав: преформисты, утверждающие, что все люди, животные и растения представляют из себя вереницу вложенных друг в друга зародышей, или неопреформисты-генетики, которые утверждают, что мы есть то, что из себя представляют наши наследственные задатки — гены, доставшиеся нам от предков? Может быть, прав Платон, утверждающий, что душа сама из иного мира строит себе дом для жизни — подходящее тело и орудие?
Вопросов возникает явно больше, чем ответов. К счастью, надежда разрешить эти трудные вопросы появилась в конце 70-х гг., когда в 1979 г. группа ученых под руководством психолога Т. Бучарда из Миннесотского университета начала изучение тех редких случаев, когда идентичные близнецы были разлучены вскоре после рождения, воспитывались в разных условиях и встретились, только будучи взрослыми. Американские учёные провели обследования уголовников, среди них выявилось несколько пар близнецов, воспитывающихся в разных условиях. К примеру, в разных тюрьмах сидели братья-близнецы, не знающие о существовании друг друга. Их отец и мать разошлись после их рождения, забрав себе по ребенку. Оба брата были «медвежатниками», т. е. питали склонность именно к ограблению сейфов, а не квартир или карманов. Вероятно, идея грабить сейфы пришла к каждому из них свыше… от их небесного прототипа. В заключении были и два других брата. Эти, напротив, были «домушниками», и они совсем не подозревали о похожем пристрастии друг у друга. Все это достаточно странно, не правда ли? Но дальше будет еще странней!