Все эти рассуждения, конечно, выглядели бы весьма гипотетично, если бы не бытующее представление о том, что у родившегося человека существует как минимум один двойник, появившийся вместе с ним на белый свет в одно и то же время и очень, если не сказать больше, похожий на него. Представление, надо сказать, прелюбопытнейшее, ведь по всем научным данным, от разных родителей, не связанных друг с другом близким родством, получить идентичного двойника невозможно! Но есть примеры, вот один из них. Итальянский король Умберто I, шествуя по городу, решил заглянуть в небольшой ресторанчик. Произошло это событие в 1900 г. Увидев владельца ресторана, представшего перед королем, и владелец ресторана, и король остолбенели — они были точной копией друг друга, имели одинаковые прически и даже при неизбежных различиях в одежде короля и его подданного были почти одинаково одеты. Хозяина заведения звали точно так же, как и короля, — Умберто. Они родились в один день, 14 марта 1844 г., в городе Турине, оба женились в 22-летнем возрасте 2 апреля 1866 г. на женщинах, которых звали Малгожата, у обоих было по сыну Викторио. Когда 8 января 1878 г. Умберто I стал королем, другой Умберто унаследовал свое заведение. Оба они в свое время участвовали в одних и тех же битвах и имели одни и те же медали за храбрость. У них совпадало все, вплоть до увлечений и привычек. Заинтересовавшись друг другом, король и его вассал договорились о встрече на следующий день, но встреча произошла уже на небесах. Умбер-то-подданный нечаянно застрелил себя из оружия, когда пытался его начистить перед тем, как отправиться на прием к королю. Королю было тут же сообщено об этом событии. На это известие Умберто I задумчиво произнес: «Не всё, однако, совпало в наших судьбах. Он уже мертв, а я…» Договорить король не успел, две пули подосланного убийцы оборвали жизнь короля.
Надо думать, что у короля был брат-близнец, разлученный с ним в детстве. С королями такие штуки проделывались. Дабы не вносить раскол в царственную династию в будущем и не делить царство на два враждующих лагеря, при рождении близнецов одного из них тайно отправляли на воспитание в глухую провинцию в чужую семью, а народу объявляли, что наследник престола родился один. О том, что у будущего короля есть брат-близнец, никто не должен был знать. Достаточно вспомнить «Железную маску» А. Дюма. Вы только представьте, что будет, если мятежники или заговорщики, обнаружив брата-близнеца, раскроют ему глаза, кем он на самом деле является, и, сыграв на его честолюбии, сделают его послушным орудием на пути к власти, заручившись при этом поддержкой народа. Все эти сюжеты хорошо обыграны как в художественной литературе, так и в самой истории появлением множества самозванцев, сосланных или убиенных и восставших из тлена царевичей и королевичей.
Наследницам престола, родившимся одновременно во множественном числе, везло больше. Обычно они на корону не претендовали, и их обеих оставляли в царственных покоях. Хотя, впрочем, вражда царственных сестер не близнецов из-за престола — тоже заметное явление в истории (Мария Стюарт). В этом виноваты не сами сестры, а их окружение, склонное к интригам и борьбе за власть. О том, что так было заведено испокон веков в царствующих домах, свидетельствуют средневековые портреты венценосных династий, написанные придворными живописцами. На некоторых из них изображены дочери-близнецы, к примеру дочери-близнецы французского короля Генриха II. Но что-то совсем, как ни ищи, не встречаются портреты сыновей-близнецов, как будто они у царствующих особ и не рождаются вовсе.
Посему ясно, что тема книги «Принц и нищий» далеко не высосана из пальца. К тому же большой вопрос, кем по рождению на самом деле является нищий? Жизнь нищего, и Умберто-подданного, и множества других безвестных отпрысков царственных фамилий, кого угораздило родиться с братом-близнецом, во многих чертах повторяла жизнь их братьев-королей. Эта жизнь словно была скопирована с одного образца, хотя один из близнецов купался в лучах славы, а другой жил в безвестности, а нередко — в нищете. Не подозревая о том, они обладали одинаковыми характерами и одинаковой внешностью, так как являлись одним и тем же человеком. Вероятно, они и умерли в одно время, точно так же, как это происходит с некоторыми ныне живущими идентичными близнецами.