Вообще, информацию, которую мы получаем из внешнего мира, можно разделить насенсорнуюи на нашисужденияо ней. Сенсорная информация поступает посредством этих самых пяти чувств. Вот пример наблюдения за внешним состоянием собеседника: «Уголки губ приподняты, видны зубы, глаза сужены, щеки порозовели». Остальное — наши суждения и интерпретации: «Он доволен». Сравните: «Чувствую, будто сосет под ложечкой» и «Мне страшно!»
Ну и что? А то, что сенсорная информация объективна и проверяемая. Ее может обнаружить каждый. А вот суждения… Сколько людей, столько и мнений. В ответ на улыбку прохожего можно подумать, что: у меня плохая походка, и он надо мной смеется; он счастлив, что встретил такого красавца, как я; он вспомнил приятный случай. Особо догадливые могут решить, что когда-то в детстве ему на голову упал кирпич… А он просто идет и улыбается. И ничего более.
— У вас такие большие очки! Вы наверное очень умный?
— Что вы! Просто зрение плохое.
Как видите, далеко идущие выводы делать рановато. Домыслы, как это часто оказывается, весьма далеки от истины.
Любой опыт можно описать с помощью сигналов от пяти
сенсорных систем. Как вы уже догадались, к ним относится
зрительная, слуховая, кинестетическая,[20]вкусоваяи
обонятельная.Этот реальный опыт уже можно перенимать и передавать. Как было раньше? «У него талант, с этим надо родиться. Практика, практика и еще раз практика, и тогда к тебе это придет».
На самом деле, самая «берущая за душу» музыка — только набор звуковых колебаний определенной длительности, последовательности и интенсивности. Его можно записать на компакт-диск или еще куда, а потом воспроизвести. До изобретения нот способность играть осмысленные музыкальные произведения была сродни магии и колдовству. Сейчас этому можно научиться за вполне конечный срок.
Умение «наполнять музыку смыслом» — не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть нотный текст. Ну, может быть, еще придется добавить выразительной мимики и жестов. Тоже, в общем-то, вполне конкретных. И тогда,
если есть хоть один человек в мире, способный это сделать, то его талант можно передать множеству других людей.
[21]Этому уже можно научить, это уже в терминах сенсорного опыта.
«Сразу видно — воспитанный, образованный человек!» «На него можно положиться». «Она такая нежная и заботливая!» «Наша девочка все диктанты пишет на пятерки!» «У него великолепно развито абстрактное мышление».
Все эти лестныеоценкиполучены благодаря вполне конкретнымдействиям. А уж этим действиям можно научиться и этому реально учатся.
5. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает
Зачем мы вообще общаемся? В чем смысл нашего общения? И, между прочим, зачем нам сам смысл? Конечно же, это извечные вопросы и одним махом на них не ответишь. Можно разве что попытаться… Про последний из них можно сказать только то, чтолюди стремятся во всем найти смысл. Сделать осмысленным — понять. Найти ему место в своей карте.
Наша пресуппозиция дает свой ответ на остальные: «Смысл коммуникации в полученной реакции». То есть мы общаемся, чтобы получить какую-то реакцию. Это может быть необходимая нам информация или же наоборот — сигнал о получении сведений от вас. Может быть, это некое эмоциональное сообщение, и вас волнует отклик на него.