Чтобы понять, насколько редко нам удается проникнуть в состояние бытия другого человека или самого себя, достаточно бросить взгляд на многообразие взаимоотношений в окружающем нас мире. Например, братья и сестры часто достаточно похоже видят мир, но в подавляющем большинстве случаев очень редко мечтают об одном и том же.
Единственное, что объединяет братьев и сестер, — общие родители, и потому вместо настоящего общения (то есть такого общения, когда люди учитывают состояние бытия другого человека) между ними часто устанавливаются отношения соперничества — "если бы не родился ты, все внимание уделяли бы мне". Такие взаимоотношения вообще трудно назвать общением, это скорее состязание, корни которого уходят в ту или иную форму ощущения внешней угрозы. В результате братья и сестры не только не пытаются понять друг друга, но тратят немало времени на взаимную борьбу за внимание со стороны родителей, либо пытаются обойти другого в учебе или на спортплощадке.
На работе царит то же соперничество с окружающими, полностью вытесняющее стремление объединиться и помочь друг другу в общем деле, понять сильные и слабые стороны своих коллег и свои собственные. Вследствие этого сотрудники постепенно становятся тайными врагами, и каждый боится, что кто-то другой поймет, каков он на самом деле. В этом случае общение тоже чрезвычайно затруднительно, ведь общаться приходится с неким фасадом, с внешними проявлениями, а настоящее общение возможно только с подлинным человеком, который скрывается за такой маской.
Подобных примеров очень много. Мать и дочь нередко вступают в скрытое соперничество за внимание отца, а причина очень проста: в глубине души ни одна из них не верит в собственную значимость и потому нуждается в поддержке со стороны мужчины.
Сын отчаянно старается оправдать надежды отца, так как убежден, что в противном случае отец перестанет любить его просто таким, какой он есть. Мать часто руководит жизнью сына уже после того, как он покинул отчий дом, — по той простой причине, что он сам не доверяет собственным знаниям, а мать просто не может найти в своей жизни иного смысла, кроме помощи сыну.
Начальник без колебаний прибегает к командным методам вместо того, чтобы сделать подчиненных своими помощниками, а причина заключается лишь в столь низкой самооценке, что начальник видит угрозу даже со стороны секретарши, подающей чай. Этот список можно продолжать бесконечно. Если вы задумаетесь о собственной жизни, то без труда найдете в ней другие примеры соперничества, заменяющего взаимопонимание. Независимо от внешних проявлений, коренная причина всего этого заключается, во-первых, в неумении учитывать состояние бытия другого человека и, во-вторых, в отсутствии веры в собственные знания и ценности, что, собственно, и становится источником ощущения угрозы и неопределенности.