Учебные группы создаются вокруг доктрины или сильной личности, или и того и другого. Так как практически все человеческие поступки мотивированы жадностью или страхом ("кнутом или пряником"), именно они являются скрытыми пружинами всех учебных групп. Но эти, негативные по сути факторы, хотя и являются теми причинами, которые заставляют людей искать, приходить и состоять в группах, являются серьезной помехой в обучении. Уровень алчности и страха, в силу того, что эти эмоции сильно мешают процессу обучения и "усвоения", должны быть уменьшены до терпимых пропорций. Это всегда трудно, а зачастую невозможно без ввода в группу новых людей, в которых эти два качества присутствуют на уровне ниже среднего. Таких людей всегда легко найти среди обычных людей, мало интересующихся "духовными" задачами группы, и их присутствие может серьезно помочь. Единственный способ привлечь их в группу, чтобы выполнить эту функцию - заинтересовать их обычными, "общечеловеческими" ценностями, не основанными на страхе или алчности.
В этом и заключен парадокс. В этом же весомая причина для тех, кто увлечен эзотерическими или духовными группами, наладить связи с обычными людьми, на основах, свободных от тенденций и пристрастий группы. От того, насколько удачно сложится этот процесс, зависит будущее группы и эффективность взаимодействия между увлеченными людьми и простыми людьми. Каждый из этих типов предоставляет то, в чем нуждается другой. Через их взаимодействие может образоваться здоровое сообщество. Ни одна из этих частей не способна самостоятельно развиться в здоровый организм.
Если члены группы не способны принять то, что их прогресс зависит от тех, кого они привыкли считать ниже своего уровня, они превратятся в узкосоциальную группировку, с сильно ослабленным, если вовсе не утраченным потенциалом. В свою очередь, если вторая половина группы будет смотреть на людей с "групповым сознанием" искоса, их собственная замкнутость возрастет и их потенциал ослабнет. Причина этого в том, что в этом скажем так, химическом процессе влияние на каждый из элементов со стороны другого не может быть заменено с неприязни на симпатию и продолжение контакта.
Нежелание принять ценность, порой решающую, тех, кто ниже их рангом может отравить планы тех, кто отвергает эту идею. С другой стороны, неспособность принять всерьез ценность группы имеет такой же эффект у "внешнего", не привязанного зубоскала.
Большинство групп, из за того, что в их членах слишком глубоко укоренился эгоизм, а также страхи и надежды, а также отчасти от того, что их организуют не специалисты, не способны достигнуть той стадии, о которой я уже упоминал, когда происходит трансформация группы в то, что мы называем обучаемым организмом.
Как Изучать То, что Уже Известно
Некоторые говорят: "Если человеку необходимо что-то из области знания, но он каким-то образом не может получить это от прямого обучения, может ли ему помочь косвенное обучение? Возможно ли, что это даже единственный путь обучения таких людей?"
Этот вопрос задал человек, который прочитал все мои книги. Ответ на этот вопрос можно найти в книге "Путь Суфи"4, в цитате аль-Газали.
В таком случае, откуда этот вопрос?
Другой человек хотел узнать, могут ли взгляды человека и его опыт меняться в зависимости от того, на какой ступени психического или психологического развития он находится, и может ли это послужить причиной кажущихся противоречий в метафизическом обучении.
Ответ именно на такой вопрос, правда в форме утверждения, находится в "Советах Бахауддина" переведенных мною и опубликованных в книге "Мыслители Востока"5
Человек, задавший вопрос, прочитал эту книгу. Спрашивается, откуда вопрос?
Третий читатель спрашивает, может ли быть так, что настоящие мистические учителя могут быть "невидимыми" для некоторых людей, в том смысле, что люди не смогут оценить их ценность. Их даже могут принять за людей, вовлеченных в какую-то другую деятельность. А то, чему они учат, их методы считаются элементом светской жизни.